"Телевидение есть зло". Это распространённое мнение давно стало уже чем-то вроде не вызывающей сомнение аксиомы среди большинства рьяных пользователей интернета. ТВ для них - инстанция, практически ничего хорошего не дающее, наоборот - несущее грязь, ложь и пропаганду. По этой причине априори и все российские сериалы зачастую попадают под каток тотального осуждения порочности и несмотрибельности.
И именно поэтому новые "угрюмые реки" пользуются наибольшей популярностью при обсуждении - здесь поводов заклеймить (а для многих просто удовольствие - что-то злобно обгадить) современные фильмы, а заодно и телевидение вообще гораздо больше, чем в обычных рядовых сериалах о современности, например.
А вот обычный многосерийный телефильм, каким во многом является прошедшая только что на канале "Россия" драма "Несломленная" вряд ли особо взволнует большинство. Просто потому, что он хороший, хоть и обычный по своему не выдающемуся художественному уровню.
Но важно, что он обычный - по крайней мере, для канала "Россия" и других тв-каналов, в основном демонстрирующих российские многосерийные драмы и мелодрамы - и по своему внутреннему содержанию, посылу. Обычность таких сериалов заключается в том, что:
Они несут нравственное наставление и учат добру.
Ведь подобных нравственно-воспитательных, добрых многосериек показывается, на самом деле, великое множество. И - да, на том самом ТВ, которое "есть зло".
Восьмисерийный фильм "Несломленная" сняла достойная во всех отношениях режиссёр Елена Цыплакова, в советские времена широко известная как очень хорошая (и хорошенькая) актриса. Здесь она тоже играет роль - мудрого и великодушного доктора медицинских наук, которая попала в тюрьму, взяв на себя вину своей дочери.
Вообще, фабула сериала такова:
Известный шеф-повар и владелица сети ресторанов Анна Стрельцова (её играет Марина Коняшкина ) лишается всего из-за ложного обвинения в убийстве мужа Игоря (Павел Баршак ). Суд приговаривает её к восьми годам заключения. В колонии строгого режима у неё рождается дочь Надежда, заботу о которой вроде бы берёт на себя Виктория (Александра Власова) – неожиданно появившаяся сестра Анны. Спустя четыре года ожидается досрочное освобождение. Но когда Вика перестаёт выходить на связь, а вполне человечный начальник колонии пытается оставить Анну для себя и своего маленького сына, она решается на побег, не дождавшись решения комиссии. Дома Анна выясняет, что её дочь Надя пропала, ресторанный бизнес давно продан главному конкуренту Григорию Шарову (Илья Носков).
Суть же фильма в том, что главная героиня сохраняет человеческое достоинство и благородные качества в известных условиях тюрьмы и с постепенно приходящим осознанием, что её предали и подставили самые близкие люди.
Сюжет как бы внушает нам, зрителям - доброта, честность, порядочность, вера в людей, крепость духа позволяют спастись и выжить в этом несовершенном мире, полном несправедливости, подлости, алчности, жесткости, обмана...
Героиня Елены Цыплаковой помогает осознать всё это Анне Стрельцовой и выжить в тюрьме благодаря высоким духовным качествам (а не крутости, хитрости и физической силе, как зачастую показывают в боевиках и криминальных фильмах). Высказанные ей нравоучения нужны и нам, зрителям:
"Как говорил философ Николай Бердяев - покаяние ничего не стоит, если человек не начал новый путь".
"Надо ставить вопрос - не за что мне такое, а для чего!"
"Надо прощать людей, потому что обида и желание мести разрушает и съёдает тебя самого и никак не влияет на предмет ненависти".
Суровые реалии нашей жизни представлены в фильмы достаточно - тут и несправедливость судов, и недобросовестность следователя-карьериста, ведшего дело Стрельцовой, и продажность адвоката, и махинации опекунского совета, и распространение фиктивных лекарств, убивающих людей...
Но даже при демонстрации всех этих ужасов современности, посмотрев фильм, остаёшься со светлым чувством того, что жить честно и достойно можно и нужно, что есть на свете люди, которым можно довериться и которые могут помочь. И в раскаяние некоторых героев сериала тоже веришь с охотой.