Это продолжение серии статей, посвященных войне 1939 года в Польше. И теперь речь пойдёт про самолёты, которые, в этой серии материалов отнюдь «не первым делом…». Да и самих поляков тоже, поскольку песню они эту тогда не знали.
Польская авиация не являлась самостоятельным родом войск. Перед самой войной, было принято решение о реорганизации, в результате которых большинство частей переходили в подчинение сухопутных армий. Из оставшихся сформировали истребительную и бомбардировочную бригады. Реорганизация началась 23-го августа, не была до конца продумана и проходила трудно. К новой структуре оказалась не приспособлена сеть ремонтных баз, плохо работала система обеспечения горючим и запчастями.
Польская авиация, находившаяся в распоряжении главного командования, состояла из двух бригад.
В истребительной бригаде было два дивизиона, всего 5 эскадр, вооруженных истребителями PZL P.11.
В бомбардировочной бригаде было 4 полка и одна отдельная эскадра, на вооружении которых средние бомбардировщики PZL Р.37B "Łoś" и легкие бомбардировщики-разведчики PZL P.23B "Karaś".
Армейская авиация входила в состав армий «Краков», «Познань», «Поможе», «Лодзь», «Модлин», «Карпаты» и оперативной группы «Нарев».
Группа армейской авиации включала обычно дивизион или эскадру истребителей, эскадру бомбардировщиков-разведчиков PZL P.23B “Karas ”, одну-две эскадры разведчиков Lublin R.XIII, RWD-8, RWD-7, RWD-14, и одно-два звена связи с самолётами RWD-8.
Только в армии «Карпаты» истребительных частей не было.
Польская эскадра (eskadra), соответствовала эскадрильи, и имела около десяти самолётов.
Всего в авиации имелось 15 истребительных эскадр, 2 эскадры бомбардировщиков PZL Р.37B "Łoś", 5 бомбардировочных и 7 разведывательных эскадр на PZL P.23B "Karaś", 12 разведывательных эскадр и 2 эскадры морской авиации (ближней и дальней разведки).
В польской авиации к сентябрю 1939 года было 165 истребителей PZL P.11, 120 бомбардировщиков-разведчиков PZL P.23B “Karas”, 36 средних бомбардировщиков PZL P.37 "Łoś", 50 разведчиков-корректировщиков Lublin R .XIII, 65 фронтовых разведчиков-корректировщиков RWD-14 "Czapla ", 2 разведчика LWS-3 "Mewa", 15 поплавковых разведчиков Lublin R.XIIID ter/hydro .
Всего 453 боевых самолёта.
Однако, стоит учесть, что имелись старые истребители PZL P.7а, учебные бомбардировщики PZL P.30 "Żubr", учебные самолёты RWD-8, использовавшиеся в качестве связных и разведчиков.
Основной польский истребитель PZL P.11, к началу войны безнадежно устарел. Даже новый PZL P.11с уступал самому массовому немецкому истребителю Bf.109E в скорости 140 км/час. А если учесть, что польским машинам к этому времени было по три-четыре года и их моторы уже не могли давать полной мощности, то разница становилась ещё больше. Даже бомбардировщики немцев, идущие налегке, PZL P.11с, как правило, мог атаковать либо в лоб, либо разогнавшись за счет предварительного преимущества в высоте. По скорости этот истребитель уступал даже собственному польскому бомбардировщику PZL P.37 "Łoś".
Из 225 поступивших в польскую авиацию PZL P.11 к началу войны сохранилось 165, из них 130 находилось в строевых частях.
Кроме PZL P.11, летом 1939 года числилось 105 ещё более старых машин PZL P.7а, из них только 30 в строевых частях. По прямому назначению их старались не использовать, применяли как разведчики. Тем не менее польские пилоты, летавшие на PZL P.7а, претендуют на десяток подбитых немецких самолётов.
Основу бомбардировочной авиации перед войной составляли одномоторные бомбардировщики-разведчики PZL P.23B "Karas”.
К 1 сентября 1939 года в строю находилось 120 «Карасей», из них только на 80 были установлены радиостанции. Еще 25 самолётов модификации А представляли собой учебные машины. Хотя некоторые почему-то сравнивают PZL P.23B с немецким пикирующим бомбардировщиком Ju.87, но общего между ними мало. Разве что и «Караси», и «Штуки» были одномоторными самолётами, но на этом сходство между ними и заканчивается. На смену PZL P.23 должен был прийти новый самолёт того же класса — PZL P.46 "Sum", но к началу войны он существовал в единственном экземпляре.
Польское командование реквизировало ещё 6 самолётов PZL P.43 "Czajka” — экспортная версия того же «Карася».
В польской авиации имелось 15 двухмоторных бомбардировщиков PZL P.30 "Żubr” (он же носил индекс LWS-6). Они использовались как учебные машины, но вполне могли быть применены в боевой обстановке. Однако были почти все уничтожены на аэродроме в первый день войны.
Самый же современный польский бомбардировщик — PZL P.37 "Łoś", к началу войны был произведён лишь в количестве 90 (по другим сведениям 100) машин, из которых в войсках было 36 (по другим сведениям 44).
Основу разведывательной авиации составляли самолёты Lublin R.XIII. Их было построено 288 машин разных модификаций, в сентябре в боевых частях имелось 50 машин. Их должны были заменить новые разведчики RWD-14 "Czapla ", которых успели построить 65 штук. Новых разведчиков LWS-3 "Mewa " было к началу войны выпущено 17 единиц, но в сентябрьской кампании приняли участие только две «Чайки».
В морской авиации самыми массовыми самолётами были поплавковые разведчики Lublin R.XIIID ter/hydro. Всего их было построено 20 единиц, в сентябре 1939 года 10 машин находились в 1-й морской разведывательной эскадрилье и 5 в учебной.
Для морской авиации в Италии закупили 6 поплавковых торпедоносцев-бомбардировщиков Cant Z.506B, и планировали купить ещё 12 машин. Успели поставить лишь 2 самолёта, из которых один вошел в эскадру дальней разведки морской авиации. Сохранилось ещё два совсем древних поплавковых бомбардировщика-штурмовика Lublin R-VIIIter, которые немцы уничтожили.
В польской авиации, конечно, интересно не только то, что уже воевало, но и то, что только создавалось.
В сентябре 1939 года уже существовал в одном экземпляре новый многоцелевой истребитель-штурмовик PZL P.50 "Jastrzab", который, впрочем, уже на стадии создания уступал немецкому «мессеру». Существовал в двух экземплярах тяжёлый истребитель-штурмовик PZL P.38 "Wilk”. Эти самолёты к 1939 году планировалось иметь по несколько десятков, но не удалось.
В стадии проектирования находились и другие самолёты. Разрабатывались истребители PZL P.56 "Kania”, PZL P.45 "Sokol ” и PZL P.62, на смену «Волку», проектировались «Леопард» и «Рысь» (PZL P.48 "Lampart” и PZL P.54 "Ryś”), на смену и так хорошему «Лосю», готовился «Медведь» — PZL P.49 "Miś”. Но всё это многообразие «зверюшек», так и не воевало в польском небе.
Как можно видеть, после 1-го сентября польским пилотам пришлось воевать в своём небе отнюдь не на равных. Люфтваффе имело против Польши 1840 исправных самолётов, в том числе 337 истребителей Bf.109E, которых вполне хватало для установления полного господства немецкой авиации над Польшей.
Предыдущая статья по теме:
Танки Польши перед нападением Германии
Все статьи этой серии объединены тегом #польша1939