Найти тему

Светиться, не сгорая: эмоциональное выгорание и как с ним бороться

Осенью или ранней весной, когда вы едете по краю – вдоль дорог лежат голые поля, черные и тоскливые. Профессиональное и эмоциональное выгорание – такая же выжженная земля, только внутри вас.

Диана Кровлина, партнер, исполнительный директор ДВКА «Успех», бизнес-тренер, еxecutive -коуч
Диана Кровлина, партнер, исполнительный директор ДВКА «Успех», бизнес-тренер, еxecutive -коуч

Высокий темп жизни. Перенасыщение информацией. Постоянный стресс. Непрерывно растущие требования к себе, обусловленные острой конкуренцией на рынке и внутри компании. Плюс, конечно, особенности 2020 – тотальная неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне, страх за себя и за свою семью, опасения потерять доходы, тревога за бизнес. Если раньше исследования утверждали, что синдром эмоционального выгорания испытали на себе порядка 60% сотрудников… что ж, показатели по итогам текущего года точно будут выше.

Сильные личности вообще-то не любят замечать эту тему. Они еще долго катятся вперед на физическом ресурсе, на чувстве долга, на этом самом «кто, если не я» - пока не начнёт тошнить от всего вокруг. Чтобы не превратиться в выжженное поле, научитесь замечать симптомы.

  1. Безразличие к ранее вдохновлявшим задачам, прокрастинация перед важными делами;
  2. Нет энергии и сил по утрам, в течение дня вы часто раздражены и «на взводе»;
  3. Мысли о работе навевают уныние, состояние «ничего не хочу»;
  4. Физическая тошнота и недомогание в течении рабочей недели, но не в выходные;
  5. Неудовлетворённость любыми, даже самыми серьезными результатами;
  6. Потеря целей и отсутствие новых профессиональных ориентиров;

Если вашими окажутся хотя бы пара пунктов – пора честно принять происходящее. Найдите время, силы и смелость задать себе важные вопросы. Как вернуться к тому, чего ты действительно хочешь? Как вспомнить, что наполняет тебя ресурсом? Это не быстрая дорога, новая трава не сразу прорастет на выжженном поле – но все же прорастет, помните об этом.

Лидеру (а от него зависит вся команда) особенно важно позаботиться о своем ресурсном состоянии – вот несколько простых методов.

  • В здоровом теле… ну сами знаете. Важно отдыхать, высыпаться, восстанавливаться. Исключите алкоголь, внимание на питание и водный баланс. Не забывайте о физической активности – спортзал, утренняя разминка, прогулка, танцы или что вам больше по душе.
  • Ради чего вы занимаетесь своим делом? Почему вам это важно? Как это соотносится с личными ценностями? Что вас заряжает? Вспомните это, чтобы пересобрать свои цели и смыслы.
  • Техника «малые радости» - обязательно внесите в ежедневный график любое дело, которое наполняет вас позитивными эмоциями. Просмотр кино, прогулка в одиночестве, ванна с аромамаслом, книга или хобби. Ежедневно, это важно.
  • Бросьте фиксироваться на неудачах и сфокусируйте внимание на позитивных изменениях.

И начните действовать – сами или с помощью психолога, коуча, специалиста.

Наше состояние – это наша ответственность и наш выбор.

****

В неизведанное: вызов 2020.

Елена Рауд, генеральный директор ДВКА «Успех», бизнес-тренер, консультант по управлению персоналом – о 2020 и командах, способных его победить.
Елена Рауд, генеральный директор ДВКА «Успех», бизнес-тренер, консультант по управлению персоналом – о 2020 и командах, способных его победить.

Год, безусловно, выдался кризисным…

… и это уникальный кризис. И сами предприниматели, и сотрудники – все столкнулись с высочайшим уровнем неопределенности. Если ранее (будь то дефолты, обвалы рынков или падение рубля) мы могли хотя бы примерно предположить ход развития событий… то в 2020 самым страшным моментом была и остается полная неизвестность. Сколько продлится пандемия? Как это отразится на покупательской способности? Какие бизнесы выживут? Что будет с рынком труда? В планировании настала эпоха коротких спринтов.

А если взглянуть на 2020 постфактум?

Рассматривая год посезонно, можно составить довольно четкую картину. Весна - настройка удаленного управления персоналом, активная помощь сбытовым подразделениям, стресс-менеджмент. Летом сумевшие наработать антикризисные решения занимались их реализацией с помощью HR`ов. Не выстоявшие же занимались оптимизацией – не столько сокращали персонал, сколько работали с финансами (укороченные рабочие часы, минимизация бонусов и так далее). Осенью, наконец, появилось время для тонких настроек бизнес-процессов. В силу неопределенности, персонал активно вовлекают в проектирование развитие компаний. Ну и идет борьба с выгоранием персонала, накопилась огромная усталость.

Как в целом стоит выстраивать работу в кризисной ситуации с точки зрения HR-профессионала?

Кризис – это всегда время новых решений. Такая задача требует параллельного применения противоположных стилей управления - и демократического, и (по классике менеджмента) авторитарности, взятие лидером ответственности на себя. Мы называем это «дилеммой кризисной ситуации». Так вот – заставьте персонал искать новаторские идеи, требуйте креативности. Одновременно обучайте сотрудников, пусть и недорого - «внутрикорпоративно» или от тщательно выбранного внешнего поставщика. Существенно увеличивайте требовательность к сотрудникам. «Слабаки» уйдут сами, останутся лучшие – кристаллизованное ядро кадрового потенциала, которое позволит вашему бизнесу пройти кризис и быстро после него восстановиться.

-3

#выгорание
#коучинг
#стресс
#психология
#пандемия
#кадровое делопроизводство
#HR
#бизнес
#здоровье