Найти тему
Манжета театроведа

Может ли экранизация быть "лучше книги"? Я считаю, что да: "Зеленый фургон" 1983 года

Начоперот - К.Григорьев, Володя Патрикеев - Д.Харатьян . "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский
Начоперот - К.Григорьев, Володя Патрикеев - Д.Харатьян . "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский

Год назад я закрыла свой личный пробел по "Зеленому фургону": нежно любя фильм, решила прочитать повесть, предвкушая много радости.
И... и ничего. Я даже не ожидала, по темноте своей, что фильм настолько
по мотивам . И да, мое сердце отдано ему.

Начоперот - К.Григорьев, Володя Патрикеев - Д.Харатьян. "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский
Начоперот - К.Григорьев, Володя Патрикеев - Д.Харатьян. "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский

Нет, повесть не назвать бесцветной. Козачинский, конечно, не Ильф и Петров, но пишет он изящным веселым слогом, свойственным всем "гудковцам" и вообще своим современникам-литераторам.

А.Козачинский
А.Козачинский

Тот же сплав грусти и почти залихватской иронии, тщательно выписанные образы, остроумные живые описания — что Гагр, скованных природным катаклизмом, что Одессы, охваченной революцией и гражданской войной.

Володя Патрикеев - Д.Харатьян, Грищенко - Б.Брондуков.  "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский
Володя Патрикеев - Д.Харатьян, Грищенко - Б.Брондуков. "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский

И не сказать на самом-то деле, что фильм "хуже" или "лучше" — просто он другой.  Там, где в фильме бойкий детективный сюжет — в книге зарисовки милицейского быта. Там, где в фильме галерея запоминающихся фарсовых типажей в духе "Двенадцати стульев" и зощенковских сюжетных поворотов — в книге просто проходные персонажи в два-три штриха и ровное повествование.

Федька Бык - В. Ильичев.  "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский
Федька Бык - В. Ильичев. "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский

В экранизации острее, драматичнее показана история взросления Володи, развиты побочные линии, введен обаятельный Начоперот (мне долго не верилось, что его в принципе нет в повести), развита линия Виктора Прокофьевича в исполнении Демьяненко. Как же я люблю эту сцену, где необразованный скромный рабочий типографии читает по памяти поразившие его строки из "Двенадцати", а потом застенчиво добавляет: "А автора не мог узнать, обложку в другом цехе печатали" — и сразу видна вся драма человека, духовные запросы которого вырвались за пределы прежней нищей его жизни.

Володя Патрикеев - Д.Харатьян, Виктор Прокофьевич - А.Демьяненко.  "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский
Володя Патрикеев - Д.Харатьян, Виктор Прокофьевич - А.Демьяненко. "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский

И меткий звонкий юмор экранизации:

А я-то думаю: шо за така сладка музыка. Та она, оказывается, с сахарином!
***
— Там Ленского убили!
— А что, вы ожидали другого развития этого сюжета?

— И язык фильма, куда более емкий, чем авторский, блестяще стилизованный под лучшие образцы одесской прозы (в частности, опознала явные следы Катаева).

Володя Патрикеев - Д.Харатьян, Красавчик - А.Соловьев.  "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский
Володя Патрикеев - Д.Харатьян, Красавчик - А.Соловьев. "Зеленый фургон" , 1983. Реж. А.Павловский

Общий же посыл один и в повести, и в фильме — они о том, как общее детство помогло двум людям переплыть смутное время и выплыть на твердый берег. Нет, я не пожалела, что прочла. Теперь у меня будут два "Зеленых фургона" — маленькая история гимназиста-милиционера и большая история о том июле нашей жизни, который даже в самое трудное время помогает не забрести в трясину и удержаться на поверхности.


© Ольга Гурфова
--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

--

Спасибо моим читателям!

Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!