Найти тему
между прошлым и будущим

Эта ужасная дворцовая жизнь: Кто может смеяться...

"Странный вопрос, — может заметить читатель. — Смеяться могут все, да и что в этом такого сложного? Еще Аристотель в стародавние времена утверждал, что человеку свойственно смеяться".

Совершенно верно, утверждал. Но тот же Аристотель, к примеру, считал комедию низким жанром именно потому, что она смешная, а смешное (кто бы мог подумать!) — безобразно. Во всяком случае, так полагал Аристотель.

Так насколько смех одобрялся? К примеру, в Средневековье, в эпоху Возрождения или в эпоху барокко...

-2

Вы много можете вспомнить на портретах прошлых веков людей, ладно, пусть не смеющихся, но хотя бы улыбающихся?

Мало, очень мало. Лица на портретах устрашающе серьезны, самое большее, что можно увидеть — тень полуулыбки. И такое мы видим не только на портретах королей и королев, вельмож, епископов и прочих могущественных людей.

-3
-4

Простые люди тоже отличаются суровостью.

"Да художники просто не умели рисовать улыбки!" — возразят читатели.

Вы так думаете?

Итак, рисунок А. Дюрера из его нидерландских тетрадей. Молодой человек и — наконец-то! — улыбающийся.

-5

То есть можно сделать вывод, что по крайней мере Дюрер и по крайней мере в 1521 году изображать улыбающихся людей умел. Но... он ведь на этом не остановился. Вы видели рисунок, набросок, но набросок превратился в законченный портрет. И из этого портрета художник убрал все, что полагал лишним — кудри молодого человека, все подробности наряда и — улыбку!

-6

Портрет, конечно, замечательный — монументальный — и все же улыбку жалко. Наверняка этот нидерландский бюргер (либо его старшие родичи) вполне мог сказать нечто вроде: "Смех без причины признак дурачины".

"Но была же смеховая культура Средневековья! — возразит продвинутый читатель. — Там не просто улыбались — там хохотали в голос. Были бродячие актеры с фарсами, а еще были шуты — все было."

Да, вот только у этой смеховой культуры были четкие границы во времени и пространстве. Площадь, подмостки, масленица (она же карнавал), время, когда ненадолго сословные границы стираются, когда все в личинах и сложно понять, кто есть кто.

И веселились — с размахом, не зная удержу, как в последний раз... Вот только масленица всегда сменялась постом и покаянием. Все возвращались на свои места — вельможи в замки и дворцы, простонародье в дома и хижины. Смешное — уродливо и потому дозволено только простонародью. И еще (иногда) мифологическим персонажам. А знать должна быть величественна и серьезна. Герой не может быть смешным (кстати, вы представляете, какую революцию совершил в XIX веке Дюма, поставив своих героев в смешное положение?)! Конечно, вельможа может посмотреть площадной фарс, но, желательно, предварительно спрятав лицо под маску. Ведь дурно же увлекаться низменными развлечениями. А чтобы избавить достойных людей от искушения, комедийные корпорации "дураков" периодически запрещались.

Питер Брейгель Старший "Битва масленицы и Поста", 1559 г. И, заметьте, на этой картине вы не найдете улыбающихся лиц
Питер Брейгель Старший "Битва масленицы и Поста", 1559 г. И, заметьте, на этой картине вы не найдете улыбающихся лиц

"Неужели же их жизнь была так скучна? Ни посмеяться, ни улыбнуться..."

Да нет, улыбаться в замках и дворцах улыбались — но как!

Дозволялись сдержанные милостивые улыбки. На портретах они встречаются. А еще были улыбки ироничные и саркастичные (что изображать на портретах было уже не принято). Улыбки насмешливые, издевательские, убийственные... А вот улыбаться и смеяться от души — это уже не для дворцов. Придворные вообще полагали, что показывать свои чувства дозволено только деревенщине, а если лицо вельможи становится открытым и искренним, значит, у него все очень и очень плохо, и ждет его опала, а, возможно, и эшафот. Какие уж тут улыбки...

И все же был король, который позволял себя смеяться и любил соленую шутку. Его звали Генрихом Четвертым Французским, он был первым королем из династии Бурбонов. Вот только враги открыто именовали его деревенщиной, и даже верные подданные не слишком-то хорошо оценивали его почти простонародную открытость.

"Я видела короля, — заметила одна дама, — но я не видела величия".

Величие им подавай... Да и шутки они воспринимали с трудом — излишне буквально. Вот однажды добрый король Генрих в шутку сделал одному дворянину рожки (ничего такого не имея в виду — просто шутка), а тот побежал убивать жену. Вот и шути с такими!

Для дворянина смех чаще всего заканчивался поединком или просто убийством. В этих условиях вряд ли стоит удивляться, что смех и улыбки не приветствовались в высшем сословии.

Зато простонародью шутки короля Генриха приходились по душе, что, однако, не спасло его гробницу во время Великой французской революции. Народ тоже... пошутил.

И все же недоверие к улыбкам и смеху еще долго существовало и тогда, когда сословные привилегии канули в Лету. Существуют и теперь, как одно из немногих наследий дворянской культуры.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Путеводитель по каналу. Часть 3

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки