Вот вам краткий пересказ той неведомой дичи, что происходила летом 1877 года во время штурма турками крепости Баязет.
Само «баязетское сидение» - не то, чтобы какое-то неизвестное событие. Но все это в формате «да, сидели там вроде русские в крепости, отстреливались против превосходящих сил противника, воды и еды было мало, но это же осада, чего вы хотели-то?». Тем более, что противник – турки, которые в отечественной историографии давно воспринимаются как постоянно огребающая сторона, причем независимо от контекста происходящего. Вот и получается, если спросить человека «а как они вообще до этого сидения дошли?», то вам, скорей всего, просто пожмут плечами. А, между прочим, именно то, КАК дошли и ЧТО происходило внутри – самая мякотка в нашей истории. Мало ли было осад, где гарнизон кору и кожу жрал, лишь бы продержаться еще недельку (вон японцы вообще в некоторых замках полы из специального вида съедобной древесины делали, чтобы увеличить стратегические запасы пищи), а вот осад, где феерический идиотизм совмещался с невероятной доблестью не так уж и много.
Ну да начнем. Практически все внимание русско-турецкой войны 1877-1878 гг. было сосредоточено на Балканах, поэтому на Кавказский театр военных действий все забили болт, держа там второсортные части, ну и постреливая иногда для приличия друг в друга. Сам Баязет-то взяли по сути случайно. Две сотни казаков отправились на разведку, предполагая вызвать огонь на себе, но османы что-то перепутали и ночью 2000 турок просто ушли из крепости, оставив около 100 ящиков с боеприпасами и продовольствием, а также 16 раненных братишек под женевским флагом (все это потом не помешает туркам под тем же женевским флагом вырезать 1500 армян в городе). В общем, получив крепость неожиданно легко, русские начали заниматься стандартным армейским делом – куда-то ходят, что-то патрулируют и гоняют Балду. Продолжалось все это примерно весь май. Большую часть информации получали от местных жителей (армян и даже курдов), которые постоянно сообщали, что «вот уже совсем скоро придут османы и всех нас вырежут, русский па-ма-ги». Но всем как-то было то ли плевать, то ли просто стандартная армейская неразбериха, а тут еще в конце мая командование в Баязете принял новый главком – полковник Пацевич, который сразу начал строчить в генеральный штаб, что «все под контролем, милая маркиза». Забавно, что турки собрались отбивать крепость чуть ли не спустя 10 дней после ее потери (то есть в середине апреля), но поскольку турецкому командованию тоже было в целом глубоко плевать на Кавказский фронт, то ближайшие части находились на расстоянии 15-дневного перехода. Пока всех собирали, искали крайних, ждали курдское ополчение и продвигались как базарный караван, уже начался июнь.
Тут, конечно, так и тянет написать про «сработало исконно русское раздолбайство», но, во—первых, я не считаю это исконно русской чертой, а, во-вторых, это все обычная военная неразбериха вкупе со слабым руководителем, то бишь Пацевичем. Конечно, турок обнаружили не прям под стенами крепости, но сам МАСШТАБ проблемы в размере 20 000 осман и курдов, стал ясен слишком поздно.
Подготовиться к обороне, разумеется, времени не было, поэтому всех просто согнали в крепость. О запасах питьевой воды никто заранее не позаботился, хотя ручей с ней протекал в 65 метрах от стен (!), а внутри был фонтанный резервуар, который просто нужно было починить, но никто, блин, за два месяца (!!) этой проблемой не озаботился. С провиантом тоже умудрились опростоволоситься: вместо положенных 2000 пудов сухарей, на складе оказалось 356, потому что некий маркитант Саргиз ага-Мамуков то ли сплавил остальное налево, то ли поставлял провиант «по мере необходимости», в общем получился достойный предок товарищей Кеосаяна и Симонян. Хвала Аллаху, что артиллерия выдержала марку лучших русских частей и заранее озаботилась подвозом провианта для себя, успев даже нормально укрепить позиции.
Дальше началась осада, которая продолжалась 20 дней. Может показаться, что это немного и 1600 человек вроде как должны без проблем отбиться от 20 000 осман, но когда тебе в день выдают 250 грамм воды (а в последнюю неделю – 1 ложку), которая зачастую доставлена из ручья с трупами, то тут воевать-то не особо хочется.
Примерно так думал и Пацевич уже через два дня осады, решивший капитулировать. На его несчастье, гарнизон имел несколько иное мнение о процессе дальнейшего взаимодействия с осаждающими, и началась форменная фантасмагория: солдаты, посланные Пацевичем вешают над крепостью белый флаг, турки прекращают огонь и подходят к стенам, в это время кто-то из русских продолжает стрелять по туркам, Пакевич бегает по стенам с револьвером, объясняя Иванам, что «бей царя-буржуя, рожа просит кирпича!», солдаты не понимают. В это время белый флаг пропадает со стены, потому что полковник Исмаил Хан Эхсан Хан оглы выкидывает его внутрь крепости с криком «За Веру, Царя и Отечество!», Пацевич орет на Исмаила, что он вообще ничуть не русский, а тифлисский пес и сейчас его пристрелит. Главная «сестра милосердия» крепости Александра Ковалевская орет на Пацевича, что он трус и предатель (Ковалевская имела на это полное право, так как заявила, что лучше позволит себя застрелить гарнизонному врачу, чем сдастся на милость осман). Армянская милиция в это время уже разбирает завалы у ворот, готовясь открыть их туркам и сдаваться. Артиллеристы, наблюдая за данным процессом, на всякий случай подводят к воротам 8-фунтовое орудие, зарядив его картечью. В итоге Пацевич берет белый флаг, заходит на стену и начинает орать на турецком что-то насчет переговоров. В этот момент «откуда-то» с турецкой стороны (для рапорта) прилетает пуля и сделав оборот на 180 градусов, убивает Пацевича в спину. Русские тут же высыпают на стены и начинают поливать турков шквальным огнем, сделав порядка 300 убийств.
После этого турки и курды со злобы устраивают резню армянского населения, убивая даже тех местных турок, которые осмелились укрыть у себя армян (такие, как не странно, были). Но это все, конечно, единичные случаи, никаких предпосылок для последующего геноцида армян в действительности не было. Да и самого геноцида тоже, вон Израиль же не признает, а евреи в этом вопросе большие специалисты! (это сарказм)
Кстати, интересно, что из осажденного гарнизона в разное время вышло минимум 4 группы посыльных, и все они успешно добрались до русских частей, передав сообщение о бедственном положении осажденных. Что характерно, первым на помощь отправился отряд генерал-майора Келбали-хан Эхсан-хан-оглы Нахичеванского, который дошел до самой крепости, но деблокировать ее не смог и отступил.
В самой крепости в это время произошел достаточно известный «артиллерийский поединок» между турецким и русским 8–фунтовыми орудиями. Одни хотели окончательно разбить крепостную стену, другие – этого не допустить. Русские артиллеристы в очередной раз продемонстрировали свою высокую выучку, умудрившись замерить точное расстояние до цели по секундомеру от турецкого выстрела и со второй попытки поразить цель на расстоянии 2100 сажень, то есть почти с 4,5 км. Турки в это время бесконечно строчили письма с требованием сложить оружие, а не то всех перережут (отметился даже некий польский майор Коммер, уж черт его знает как там оказавшийся), но все 9 писем были проигнорированы.
Ну а 28 июня крепость была деблокирована. Русские потеряли 317 человек и неизвестное количество армянской милиции. Турки в районе 7500-7900. Лев Лагорио написал свою саму известную картину, а Пикуль роман, по которому еще сериал сняли. Так что по итогу все оказались в выигрыше.
https://t.me/amphetamineraccon - ТГ-канал автора, подписывайтесь!