«Наш лидер убежден, что свобода нашего народа и его надлежащее положение среди народов могут быть достигнуты полностью мирными методами. Необходимым условием является твердое и последовательное руководство внешней политикой страны, которое в сочетании с соответствующей внутренней политикой, основанной на народе, снова имеющим волю к самоутверждению, убедит иностранные государства в том, что мы являемся ценным партнером. Наш лидер хочет работать вместе с государствами, интересы которых позволяют или даже требуют совместной работы с нами. Вместо эмоциональной политики он предпочитает политику взаимных интересов, которая признает тот же фактор как движущую силу политики всех народов.
Это потребует организации внутренней жизни народа в соответствии с принципами, которые наилучшим образом позволят ему противостоять остальному миру и, таким образом, поддержать необходимую внешнюю политику.
Это означает максимально возможную поддержку экономики и использование всех подходящих методов для возвращения безработных в производственный процесс, чтобы добавить новую покупательную способность и новые возможности для внутренних рынков.
Капитал и рабочая сила одинаково важны для высокоразвитой экономики. Ни один из двух факторов не может принести пользу за счет другого, что в конечном итоге приведет к страданиям обоих. Поэтому классовая борьба должна быть устранена»
Готовы проголосовать за лидера с такой политической повесткой?
Точно?
Поздравляю, вы только что проголосовали за Гитлера. Перед вами был обезличенный текст из агитационной брошюры «Tatsachen und Lügen um Hitler», выпущенной во время президентской кампании 1932 года. Не правда ли, очень привлекательные лозунги? У многих россиян почему-то существует стойкое убеждение, что нацисты были дьяволами во плоти с самого образования партии и все нормальные немцы видели гнилую сущность нацизма. Но это не так. Ошибка ретроспективного мышления, так как нам известно о зверствах нацистов, которые они в начале 30-х ещё не совершили и даже широко не распространялись о намерениях совершить. Нацисты очень медленно и подчас незаметно сдвигали планку допустимого, перейдя её, как и границу человечности, только с началом Второй мировой.
Это для нас “нацист” – ругательство, но в 20-е и 30-е в своей пропаганде наци были вовсе не теми заскорузлыми мегаломаньяками с идеей чистоты расы, о нет. Нацисты 1920-х – начала 30-х – это очень гибкая популистская партия, первая в своём роде. Пока их противники-коммунисты и соцдемы всячески поливали помоями НСДАП, как марионетку «международной буржуазии», «помещиков-юнкеров», «Муссолини», на самом деле наци были гораздо более гибкой в своём агитпропе партией. Начинали они, как типичная партия социалистов, что нашло отражение в «25 пунктах» 1920 года, где только 5 пунктов имели явно националистический уклон, а остальные были практически неотличимы от программы соцдемов (национализация предприятий, управление рабочими заводами, социальные гарантии и прочая). А уже к концу 30-х нацисты создали уникальную в своём роде программу, которая объединяла в себе ключевые позиции из любого политического спектра. Тут вам и защита частной собственности, что нравится либералам, и защита вероисповедания, что нравится католикам (серьёзная политическая сила в Германии, стоит отметить), и социальные гарантии, что нравится левым, и масштабные финансовые вливания в экономику, что нравится бизнесу, и восстановление военной мощи, что нравится националистам. Гитлер ставил целью создать «партию всех немцев», и Геббельс в пропагандистских материалах мастерски это отразил.
Сегодня такой подход назовут популизмом, но для Германии 30-х партия, обещавшая сделать хорошо всем, ну кроме разве что коммунистов, было глотком свежего воздуха. Пока старые партии теряли избирателей, неспособные реализовать хоть что-то, Гитлер обещал, что он сможет изменить всё, ценой сущей мелочи - отказа от парламентаризма. И это был самый «страшный» пункт программы нацистов – прийти к власти и «заменить систему безответственного лидерства, основанного на решениях парламентского большинства любителей, системой, основанной на личной ответственности способного лидера,
подкрепленной советами экспертов». То есть нацисты ставили перед гражданами Германии в сущности один-единственный вопрос – готовы ли они отказаться от демократии? И миллионы отвечали – ja!
А как же юдофобия?! Все же знают, что нацисты пропагандировали ненависть к евреям. Да, пропагандировали, но далеко не с маниакальным остервенением, брызжа слюной. Отнюдь нет. В риторике НСДАП мировое еврейство заняло ту же роль жупела, что и в риторике коммунистов – мировой капитал. Эксплуатируя стойкую юдофобию, ещё со средних веков впитавшуюся в культуру немцев, Гитлер использовал их, вкупе с большевиками, как объект для сплочения нации – общую угрозу. В 1929 году в брошюре «Эти проклятые нацисты» Геббельс уделил вопросам ненависти к евреям пятую часть текста, но там не было и тени расчеловечивания и даже признавалось, что «еврей, в конце концов, тоже человек». А уже в 1932 году антиеврейские лозунги вовсе не занимали значимую часть в пропаганде. В уже упомянутой предвыборной брошюре про евреев говорится всего в 3 предложениях (меньше 1% текста), в то время как о социальных гарантиях – в 3 абзацах, о мерах поддержки бизнеса – в 2, о превосходстве Гитлера над другими людьми – в половине текста. То же самое можно проследить и в графической агитации, где явно антисемитский характер имеют всего 3 плаката, тогда как против коммунистов направлено – 6, а за НСДАП и Гитлера – более 20. И вы таки наверное будете смеяться, когда узнаете, что Геббельсу на полном серьёзе приходилось отбиваться от таких утверждений, как: Гитлер получал деньги от евреев; Гитлер был помолвлен с евреем (sic!).
Прокладывая путь к власти, нацисты обещали всем благоденствие, царство разума и уважения личности. НСДАП и Гитлер шли на выборы не как фашисты, боже упаси, а как просвещённые консерваторы, продолжатели старых германских традиций и вообще зайчики-лапочки, мечтающие только как бы сделать всем хорошо. Когда же их цель будет достигнута – они сбросят маски и начнут претворять в жизнь совсем другой, жёсткий тоталитарный расистский проект. Но это было вовсе не то, за что голосовали немцы, ставя галочку напротив НСДАП. И вот в этом и весь ужас нацизма – никто, даже прочитавший «Майн Кампф» Гитлера, просто не мог предположить, чем в реальности являются нацисты. В их пропаганде не было ни гари от кремационных печей концлагерей, ни удушающего смрада Бабьего Яра, ни тихой поступи голода в Ленинграде, ни грохота бомбардировки Герники. Всему этому только предстояло случиться, но немецкий народ уже не будет иметь выбора – ошибка была сделана и цену за неё заплатит весь мир.
Подготовлено по материалам Архива немецкой пропаганды Университета Кальвина (США): https://research.calvin.edu/german-propaganda-archive ..
P.S. Примерно об этом же но в форме сатиры повествует прекрасный немецкий фильм "Он снова здесь".
P.P.S. Автор осуждает нацизм, расовую и прочие виды ненависти во всех формах. Преступления нацизма осуждены Нюрнбергским трибуналом, автор полностью разделяет все решения принятые на нём.
Автор - Владимир Герасименко