В семьях выслушать друг друга людям удается не всегда. Если не же выслушивать, а спорить, то взаимопонимание невозможно. Возникают неприязни, ссоры, столкновения, обиды и «войны», и даже вирусные эпидемии взаимотроллинга.
Ситуация спора между детьми. Перебивают друг друга, кричат, затыкают уши, пытаются драться. Не поделили мороженое, велосипед, ноутбук. Дети и подростки уже личности. Учитывайте степень их осведомленности в обсуждаемых вопросах, их физические и умственные возможности. Тогда вы более справедливы, рациональны и авторитетны.
Предложите детям «красный карандаш докладчика» . У кого карандаш, имеет право высказаться и развить свою мысль. Другие молчат и слушают, не перебивая. После сообщения можно по очереди задать вопросы, но только на уточнение, для лучшего понимания. Когда с позицией одного ребенка всем станет все ясно, хотя никто прямо не выражал своего согласия или несогласия, карандаш переходит к другому ребенку.
Задача – понять мнение и позицию ребенка целиком, уяснить ее смысл, мотивы. Необычно, правда?
Вслед за детьми взрослые объясняют свои позиции, если они взвешены и понятны им самим. Возможно, лучше это сделать позже или на следующий день. Мнение взрослых не должно быть приговором, пустой критикой, жесткой морализацией, абстрактным разговором, а обосновано жизненными потребностями всех «я», в разумных пределах и на понятном языке.
При схожей организации обсуждений в спорных ситуациях, взрослые не провоцируют ссор между детьми своими предпочтениями и неразберихой в желаниях. Часто дети, имея возможность высказываться, сами находят общее решение, уступают или отдают, улавливают личную и общую выгоды, мирятся.
Варианты «Красного карандаша»: «Волшебная палочка», «Умный микрофон», «Кепка докладчика». Можно всем вести записи в «Дневнике семейных решений», совмещать с чаепитием, прогулками. К «докладам» по серьезным темам стоит готовиться. Полезны видеозаписи и трансляции.
Учите детей спорить, помимо навыка выслушивать, уяснять и понимать. Это тоже полезный навык, если он осознается и управляется, хоть в небольшой степени.
Пример. Дети, сейчас мы будем спорить, высказывая противоположные точки зрения. (Родители приводят примеры.) Допустим, велосипедом будет пользоваться только Василий, а Настя и Вика не будут иметь на это право.
Настя: согласна, если Василий – главный. Но он может давать велосипед нам, взамен на использование наших теннисных ракеток. Лучше два раза в неделю. Нам хватит. Вика: могу делится карандашами.
Приблизительно в 25 % семей взрослые умеют так общаться и продуктивно обсуждать разные решения и идеи. Дети же, просто подражая родителям, осваивают такие практики. Дети прекрасно осваивают языки, шахматы, разные виды спорта в раннем возрасте. То же и с навыками общения. Прививайте их, разговаривайте больше.
Автор: Александр Вязигин, семейный психолог, коуч и тренер