Сегодня "вторая серия" обзора музея железнодорожной техники в городе Ташкенте, который родился благодаря читателю и соавтору "Записок" под псевдонимом Shelter. Благодаря этому человеку мы уже полюбовались достаточно большим количеством паровозов в музее, а сегодня посмотрим на тепловозы. Напомню, в музее собраны локомотивы и железнодорожная техника, которые работали на Среднеазиатской железной дороге. А она находится в жарких климатически условиях и паровозам там весьма "некомфортно". И, в первую очередь, людям работавшим на этих паровозах. Потому в первую очередь меняли паровую тягу на тепловозную именно в республиках Средней Азии. Наверное, поэтому же и тепловозов в музее большое количество. Вот только есть любопытные моменты. Но о них в процессе "экскурсии".
1. Самый первый тепловоз встречает посетителей практически у входа. Как раз между двумя паровозами, о которых мы говорили в прошлый раз. У импровизированного перрона открытый вагон для экскурсий, который прицеплен к узкоколейному тепловозу ТУ7-3143 (две фотографии в карусели)
2. Если же идти по кругу (как вчера с паровозами), от у нас получится очень приличное представительство. Конечно, очень интересный экспонат - тепловоз ТЭП70-0008, т.е. один из самых первых. ВОт только очень печально, что стекла буферные фонари и другие важные элементы то ли не сохранились, то ли прячут от вандалов.
3. Предшественником пассажирского тепловоза ТЭП70 был более симпатичный (на мой взгляд) ТЭП60. Таких тепловозов выпустили почти втрое больше чем ТЭП70, почти поль=торы тысячи. И вот из второй-то тысячи тепловоз попал на "витрину музея" в Ташкенте. Вот только надпись по трафарету напрягла... ТЭП-60 1081. Что-то не то...
4. Следом расположился, судя опять же по трафаретной надписи, а не "родной" табличке ТЭМ1 20-068. Нет, то что это маневровый тепловоз ТЭМ1 (продолжение или модификация ТЭ1) - очевидно, но вот что за странный номер? Может быть кто-то в комментариях поможет объяснить его?
5. ТЭ-36106... Хотя, как мне кажется все же ТЭ3-6106. По-видимому (выдвинем гипотезу), надписи наносил человек, который несколько далек от железной дороги. Потому как перед нами явно грузовой тепловоз, 3-я разработка Харьковского завода.
6. Гипотеза начинает подтверждаться на "Луганке", одной из модификаций тепловоза ТЭ10, который в музее обозначен как ТЭ10Л2-254, хотя правильнее было бы 2ТЭ10Л-254. Похоже закрасили старые надписи, а новые наносили по памяти. Других объяснений у меня нет.
7. Кстати, а вы знали о маневровом тепловозе М2? Вот и я его увидел впервые. Хотя есть у меня подозрение, что это ТЭМ2, причем с номером 2858 по табличке и 2558 по другим источникам. Две фотографии в карусели.
8. Чехарда с нумерацией продолжается для еще одного популярного пассажирского тепловоза "Стрела", который ТЭП10. В источниках о музее в Ташкенте он обозначается как ТЭП10-126, но краской нанесен номер 10-126. Точно, записали перед покраской на листочке и не очень правильно - и пошли накладки.
9. Тепловоз-иномарка. Чешский. По версии музея ЧМЭ-4115, на самом деле, конечно, ЧМЭ3-4115. На мой взгляд, не очень профессионально для профильного музея.
10. Кстати, узкоколейных тепловоз ТУ7 в музее два. Второй "затерялся" примерно по центру музея, на рельсах как раз узкой колеи. Этот тепловоз имеет номер 0544.
11. А вот и еще одна "Иномарка". Тепловоз Да. И буква А означает "Американский". Это один из первых тепловозов, появившихся в СССР. Их вводили в эксплуатацию в 1945 году и закупили в США 68 штук. Один из них, с номером 31, находится в этом музее.
12. Первый серийный маневровый тепловоз с гидропередачей - ТГМ1. Вот такой с номером 1681 на участке рельсов возле ограждения площадки музея.
13. Еще один маневровый тепловоз, продолжение развития ТГМ1 через ТГМ2. Итак ТГМ-3-1159 по трафарету и ТГМ3-1156 по другим источникам.
14. А вот ТГМ23 в различных модификациях выпускается до настоящего времени. Правда в музее "чистый" ТГМ23-1654.
15. И заключительная на сегодня фотография, на которой еще один тепловоз ТГК2. Тоже маневровый, тоже с гидропередачей. Только К - Калужский завод. В предыдущих аббревиатурах буква М должна бы означать Муромский завод, но ТГМ3 строился на Людиновском заводе, хотя как и развитие проекта Муромского завода.Номер тепловоза на фотографии 2245.
Другие серии обзора о Музее железнодорожной техники в Ташкенте:
Вагоны, электровозы, путевая техника.
И на этом все на сегодня. Всем спасибо за внимание, за оценки и комментарии. Удачи!
Кстати, все обзоры, связанные с железнодорожными станциями ЗДЕСЬ
P.S. Если у Вас есть желание, Вы можете стать соавтором "Записок...". Просто присылайте Ваши фотографии по электронному адресу trainwriter@yandex.ru с небольшим описанием. Согласуем и сделаем обзор вместе!