Найти в Дзене

Оцифрованная коллекция Лувра. Идеалы просвещения. Путь к сердцу молодежи.

На днях Лувр анонсировал событие, вызвавшее настолько большой интерес у ценителей искусства, что несколько дней сайт музея явно испытывает перегрузки сервера от большого количества посетителей.

Итак, новость. Лувр оцифровал свою коллекцию и сделал ее доступной в онлайн для всех желающих бесплатно. По официальным оценкам, в базе данных коллекций  Лувра оцифровано около 482 000 произведений, что составляет около 3/4 всего архива. На веб-сайте представлены произведения искусства из коллекций восьми отделов музея, от исламского искусства и скульптур эпохи Возрождения до египетских древностей и картин художников со всего мира.

На веб-сайте есть удобная интерактивная карта,  с помощью которой можно исследовать музей, переходя из одной комнаты в другую. В официальном пресс-релизе рассказали, что записи в базе данных коллекций ежедневно обновляются.

-2

«Сегодня Лувр стирает пыль со своих сокровищ, даже самых малоизвестных», -  сказал президент-директор Лувра Жан-Люка Мартинес. «Впервые любой желающий может получить доступ ко всей коллекции работ с компьютера или смартфона бесплатно, независимо от того, выставлены ли они в музее, взяты взаймы, даже на длительный срок, или на хранении».

«Великолепное культурное наследие Лувра теперь находится на расстоянии одного клика!», - добавил он. «Я уверен, что этот цифровой контент будет еще больше вдохновлять людей приходить в Лувр, чтобы лично познакомиться с коллекциями».

«Это просто потрясающе», - говорит Эндрю Макклеллан, профессор Университета Тафтса  и автор книги « Изобретая Лувр: искусство, политика и истоки современного музея»Интересно то, что по его словам, стратегия размещения в Интернете соответствует идеалам Просвещения, которые сформировали музей после Французской революции: «собрать мировые знания под одной крышей, а затем сделать их доступными для исследователей и широкой публики».

Ранее я рассказывала здесь о международном форуме Art Moscow Online, который проходил 28 января. На нем выступили представители крупнейших музеев мира, известные художники и коллекционеры.

-3

Мой особый интерес, как пиарщика, вызвала панельная дискуссия «Эффект Бейонсе. Кто задаёт моду на искусство». Посыл дискуссии был тоже связан с Лувром, когда в 2018 году был поставлен абсолютный рекорд в мировой музейной отрасли. Тогда Лувр посетили 10 миллионов 200 тысяч человек. Есть мнение, что большинство посетителей торопились попасть в Лувр, чтобы увидеть… предметы из коллекции музея, которые попали в клип Бейонсе и Джей Зи.

Спикерами дискуссии были: Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Ник Маршан, руководитель международных программ Музея Виктории и Альберта (Лондон) и Айке Шмидт, директор Галерей Уффици (Флоренция).

Эксперты обсудили последствия пандемии для мировой музейной отрасли, трансформацию консервативной арт-среды и поиск новых диджитал-механик. Кроме прочего, представители музеев поделились механиками, которые используются для привлечения молодой аудитории, в том числе, создание вовлекающего контента.

И я задумалась, а насколько подобные открытые источники интегрированы в наш учебный процесс? Ведь сегодня в условиях свободного доступа к разнообразным информационным массивам важен подход к подаче информации. Чтобы заинтересовать, увлечь. Одна из компаний в сфере детского образования открыто пишет, что ее задача — конкурировать за внимание с Netflix.  Вот именно поэтому как никогда важна подача.

Расскажу историю. На одном семейном мероприятии среди гостей было много педагогов из местной школы и детей. Педагоги активно обсуждали трудности коммуникации с современной молодежью и все соглашались с тем, что сегодняшние дети не хотят воспринимать информацию в рамках школьной программы, потому что постоянно сидят в телефонах и очень трудно привлечь их внимание.

Надо сказать, что  дети на мероприятии самым наглядным образом подтверждали  слова педагогов. Они что называется «сидели в телефонах» и очень отстранённо отвечали на вопросы родителей. «Вот видите, вот так всегда. На уроках так же. Им интересней в своих телефонах».

Как человеку любопытному от природы и по профессии мне, конечно же, стало интересно, чем же они так увлечены. Они показали свои любимые игры, рассказали почему они играют именно за этих героев и поинтересовались, а что есть в телефоне у меня..

Игр в моем телефоне нет, но зато на выходных мы уже по традиции ходили в Музей изобразительных искусств, где  были представлены две большие выставки: выставка юных художников и выставка Никаса Сафронова.  Меня поразил гармоничный переход от ярких и позитивных красок в детских работах к работам Никаса. Не часто в работах взрослых художников можно заметить такую яркую и легкую палитру красок. Это было настолько талантливо и красиво, что поразило меня и запомнилось.

-4

Я показала детям фото с выставки. Уже через несколько минут они внимательно рассматривали картины и увлечённо участвовали в небольшом интерактиве, который я придумала, чтобы заинтересовать их детскими работами: «Угадай, сколько автору лет».

-5
-6

Потом я показала им фото картин Никаса Сафронова. Детей увлекли картины из личной коллекции короля Бахрейна. Им было интересно послушать истории о создании картин, задавали много вопросов, всматривались в технику и палитру. Давали свои комментарии по цвету и сюжету (! возраст детей от 9 до 13).

-7

Кто знаком с творчеством Никаса Сафронова, знает, что у него есть очень интересная серия картин с котами. Это преображение картин прошлых веков и представление известных людей того времени в кошачьих образах. Соответственно у каждой картины и её первоисточника есть очень интересная история, которая связана так или иначе с важными событиями в истории и литературе. Детям было интересно услышать и о них.

-8

К удивлению родителей,  за все это время (около 30 минут) дети ни разу не взялись за свои телефоны.

Самое любопытное было потом. Дети попросили скинуть им фото картин на их телефон. Затем они подошли к своим родителям, начали увлечённо показывать им картины, вкратце пересказывали то, о чем узнали и даже повторили нашу игру с угадыванием возраста юных художников.

Что я поняла в процессе:

1.  Важен не только качественный контент в виде фото и прочего. Прежде всего, очень важен формат подачи. То, насколько мы можем заинтересовать. Детям интересно быть полноправными участникам процесса. Их необходимо вовлекать и увлекать формой подачи контента. Причём интерес есть.

2. Очень важно, чтобы контент исходил от того, для кого он важен и интересен. Детям интересны история, культура, искусство, литература, язык. Но только в том случае, если вы сможете  вовлечь их  в процесс коммуникации.

Вспомните себя. Вряд ли вам было интересно слушать занудные лекции в их возрасте. Ничего не изменилось. До сих пор важны механики вовлечения. И эти вопросы образования были всегда. Я помню как моя бабушка,  учитель-историк, рассказывала о своем самом первом уроке в самом шумном 5а в 1952 году. Директор позже признавался, что это было проверка на прочность и очень удивился, когда спустя 5 минут после начала урока дети внимательно слушали, что рассказывала им моя бабушка (ей было тогда 22). На мой вопрос, как это у нее получилось, она всегда говорит: «Я просто начала рассказывать. Понимаешь, история ведь очень интересный предмет».

3. Дети не изменились, детская психология не изменилась. Да, по-прежнему вокруг очень много отвлекающих факторов, просто они трансформировались. Телефон — это ведь тот же отвлекающий фактор, который несколько десятков лет назад мог быть в виде книги под партой, которую ребенок читал  во время урока. Почему? Потому что ему было неинтересно, или педагог просто не обращал на него внимания и не вовлекал в процесс. Помните ведь популярный клип группы Ленинград на песню «В Питере пить»? Когда экскурсовод проводит лекцию в Эрмитаже, а все дети уткнулись носами в телефоны.

Так вот телефон — это не враг. Наоборот, телефон — это средство прямой коммуникации. Вопрос в том, как оформить контент в подходящей и интересной форме. И дело не в ТикТок. ТикТок — это лишь инструмент, который интересен детям и благодаря которому мы с вами можем доносить месседжи. Соответственно не нужно недооценивать данный инструмент, но и переоценивать его тоже не стоит.

Специалисты в области детской психологии утверждают, что для ребенка  важно желание понять, услышать и быть услышанным. А ведь это одна из главных  задач сознательно организованной коммуникации — высказаться и быть услышанным.

Насколько велика вероятность, что в телефонах, которые в режиме реального времени держат в своих руках дети,  окажутся коллекции Лувра или Эрмитажа? Зависит от нас.