Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Нигде не спускалась кружевная берта»… Какими были декольте на вечерних нарядах во времена Анны Карениной

Я много писала о моде 1870-х, разбирая её особенности по годам. В этой статье покажу платья разных лет. Ведь декольте на вечерних и бальных нарядах не менялись на протяжении всего десятилетия.

Я много писала о моде 1870-х, разбирая её особенности по годам. В этой статье покажу платья разных лет. Ведь декольте на вечерних и бальных нарядах не менялись на протяжении всего десятилетия.

Декольте могло быть таким, как на этом портрете. С широкой кружевной оборкой или, как её называли, бертой.

  • Берта – накладная лента или оборка из кружев, которой обрамляли вырезы вечерних и бальных платьев. Не выходила из моды с 1830-х годов, изменяя лишь форму. На берту шли кружева высокого качества, поскольку она была на виду.
PERIGNON Alexis Joseph. Женский портрет, 1878 год.
PERIGNON Alexis Joseph. Женский портрет, 1878 год.

Как тут не вспомнить строчки из романа Толстого:

« Кити была в одном из своих счастливых дней. Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта, розетки не смялись и не оторвались »…

А ведь декольте, действительно, могло сползать с плеч! Тут надо было портному точно всё рассчитать. Иначе даме хоть с бала уходи…

На портрете Маргариты Савойской, королевы Италии, такое же округлое декольте. Но оборка поменьше, а между двумя рядами кружев – атласные полоски.

Eleuterio Pagliano. A gorgeous portrait of Queen Margherita of Italy, 1870 год.
Eleuterio Pagliano. A gorgeous portrait of Queen Margherita of Italy, 1870 год.

На портрете ниже – ещё одна популярная форма декольте. Декольте в виде широкого треугольника с присборенными складочками.

Какой у этого платья пышный шлейф. И повсюду – розы, причём, разных оттенков.

Nicholas Chevalier. Портрет Джулии Фармер, 1874 год.
Nicholas Chevalier. Портрет Джулии Фармер, 1874 год.

На портрете ниже – такое же декольте, только оно шире, и рукава больше спущены с плеч.

Интересно, что платье абсолютно чёрное, без отделки, не считая жёлтой розы в центре корсажа. Мне кто-то писал в комментариях к другой статье, что такого не могло быть, если платье не траурное. Ну, не знаю, не знаю…

Леон Joseph Florentin Bonnat. Portrait de Madame Bishoffsheim, 1877 год.
Леон Joseph Florentin Bonnat. Portrait de Madame Bishoffsheim, 1877 год.

Ещё одно чёрное платье без белой или цветной отделки. Какая прелестная, сложная отделка декольте и лифа! На мой взгляд, белые кружева были бы здесь не в тему. Изысканные чёрные кружева превосходно сочетаются с цветом кожи.

Alexis Joseph PERIGNON. Portrait de la princesse de Coligny, 1876 год.
Alexis Joseph PERIGNON. Portrait de la princesse de Coligny, 1876 год.

На портретах ниже декольте похожи на декольте дамы в бальном платье с розами. Да только не совсем они здесь такие. Здесь не плотные складки, а мягкие драпировки из ткани.

Maria Pavlovna, Grand Duchess Vladimir, 1870-е годы.
Maria Pavlovna, Grand Duchess Vladimir, 1870-е годы.
Густав Рихтер. Портрет Великой княжны Марии Александровны, дочери Александра Второго, 1874 год.
Густав Рихтер. Портрет Великой княжны Марии Александровны, дочери Александра Второго, 1874 год.

Ещё один вид модного оформления декольте. Плотные складки из ткани, идущие от плеч к центру выреза, а под ними – кружевные оборки.

Не совсем понятно, что такое серебристое поблёскивает на кружевах. Или на юбке вообще не кружева, а бахрома.

Portret van Koningin Maria Hendrika, 1878 год.
Portret van Koningin Maria Hendrika, 1878 год.

А вот портрет 1879 года. О моде этого года я писала здесь: Самые узкие юбки за весь 19 век.

Не типичное декольте для 1870-х. Но тут начинается новый «модный период», о котором я собираюсь ещё много писать.

Jose Deni Belgrano. Maria de las Mercedes Jose Deni Belgrano, 1879 год.
Jose Deni Belgrano. Maria de las Mercedes Jose Deni Belgrano, 1879 год.

Этот женский портрет приводит меня в замешательство. Не встречала такого наряда ни на модных картинках, ни на портретах.

Картина называется «В опере». Дама сидит в ложе, значит, на ней открытое вечернее платье. Но почему рукава длинноваты, а вырез квадратный?! Должно быть или как на портретах выше, или как вот здесь: Такое платье не могло быть бальным.

И даты создания портрета нет. Пишут «до 1879 года». Ну да. причёска-то – типична для 1870-х. В общем, картина – загадка.

Чарльз Бакстер. В опере. 1870-е годы.
Чарльз Бакстер. В опере. 1870-е годы.

И под конец – две фотографии, где видны декольте на вечерних платьях.

Infanta Maria Jose of Portugal, later Duchess in Bavaria. 1874 год.
Infanta Maria Jose of Portugal, later Duchess in Bavaria. 1874 год.
Фотография девушки или молодой дамы, первая половина 1870-х.
Фотография девушки или молодой дамы, первая половина 1870-х.

Другие мои статьи по теме турнюров:

Самые элегантные наряды с турнюрами, которые носили всего один год.

Бальные платья с умеренно пышными турнюрами. 1875 – 1876.

Бальные платья с турнюрами, 1872 год.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!