ИЗ ЦИКЛА СТАТЕЙ «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СЕРВИС В БАНКАХ»
На осинки не растут шампиньоны, а на блокчейне может вырасти все, что угодно и даже биткоин
Не хотелось бы затрагивать скандальную тему биткоина, да и других цифровых валют в силу слишком большого ажиотажа, происходящего на рынке крипты. Но, чтобы продолжить дальше тему, скажу только, что рождение и триумфальное развитие валюты господина Сатоши Накамото (улыбка судьбы еще и в том, что данный персонаж также реален, как и Капитан Америка), по большому счету ничем не отличается с точки зрения рационального обоснования от такого же доминирования американского доллара. И то, и другое полностью оторвалось не только от какой-либо материальной ценностной основы, причем американский доллар в гораздо большей степени, но и вообще даже от привязки к чему-то физическому. Это тем не менее, не мешает миллиардам людей совершать транзакции с помощью этих платежных средств.
Но учитывая, что наша задача – это описание клиентского сервиса в финансовых институтах, нужно просто констатировать, что в основе появления и распространения почти всех крипто валют лежит технология блок чейн. Данная технология примечательна тем, что, если использовать ее в качестве средства платежа (meanы of payment ), то любая транзакция, осуществлённая на базе данной технологии будет включать в себя достоверную информация обо всех оперциях, связанных с данной транзакцией.
Этот феномен основан на свойстве данной технологии передавать всю цепочку связанной с транзакцией информации. Практически это сравнимо со следующей ситуацией: Вы приходите в магазин и говорите: «дайте мне кулечек гречки», а продавец, скорее всего это будет какое-то сканирующее устройство может проследить весь Ваш наличный финансовой остаток, то есть все-все деньги, которые Вы когда-либо получали, за Вашу работу, наследство, подарок и т.п., включая те источники, откуда Вы получили эти деньги и источники получения этих денег у этих источников, такой своего рода планетарный баланшит.
Для банков, как финансовых посредников, обладающих двумя исключительными монополиями, а именно монополией на доступ к различным платежным системам, а также право открывать банковские счета и право собирать депозиты, широкое внедрение технологии блокчейн означает потерю рынка и, в конечном итоге, смерть - не вписались, так сказать, в новую рыночную парадигму не смогли противостоять невидимой руке рынка.
При все необычности данной ситуации с технологической точки зрения она вполне реальна. И при некоторых сценариях смерть банков неизбежна, так как Вам больше не нужны какие-либо посредники, чтобы сделать перевод, - с помощью блокченй Вы просто можете просто направить любое электронное сообщение с указанием суммы перевода в любую точку света указанному адресату. И Вам также не нужны банки если Вы хотите кому-то одолжить Ваши свободные деньги или занять их наоборот. Все что могут делать банкиры теоретически в этой ситуации – это предоставлять услуги по управлению рисками, например, кредитными. Но, и риск менеджмент, наверняка также будет автоматизирован, что позволит ему существовать в виде обычной услуги, и это скорее всего окончательно снизит если не сведет к нулю роль банков. В результате, отдаленное будущее у банков может оказаться не таким уж радужным. А затеянная ими цифровая революция, может привести к обратному результату.
Таким образом, если мировые регуляторы финансовых систем пойдут и дальше по пути заданного тренда технологического развития, то грядущее внедрение блокчейн может принести драматические изменения на банковский рынок.
Более подробно Вы можете узнать о будущем банков из следующего цикла статей, а сейчас следует просто констатировать, что ближайшие перспективы всей банковской системы и клиентского сервиса в частности будет определять дальнейший тренд на цифровизацию, для которого в применении к банковской системе прогресс безусловно будет лежать в области использования технологий, повышающих уровень когнитивности, а именно – машинное обучение, управление и анализ больших данных и нейросети. При этом, конечная цель: использование искусственного интеллекта в сфере финансового обслуживания клиентов-физ. лиц, несмотря на то, что уже поставлена, как основной ориентир для дальнейшего развития в области клиентского сервиса, - на современном уровне развития информационных технологий, все еще не выглядит реализуемой в ближайшей перспективе.
Итак, как промежуточный вывод, уже сейчас можно констатировать, что банки, во многом, хоть и не афишируя свое участие и заинтересованность, двигали прогресс в области информационных технологий. Взрывное развитие этих инноваций, внедренных за последние десять лет, дополнительно закрепило трансформацию традиционных институтов в цифровые и обусловило приоритетность и перспективность развития цифровых финансовых институтов.
Возможности клиентского сервиса многократно усилились, как за счет многообразия и новизны современных банковских продуктов и сервисов, так и за счет внедрения дистанционных каналов обслуживания, а в перспективе благодаря более эффективным инструментам управления трафиком клиентов, что позволит более качественно и с меньшими издержками обслуживать клиентов.
Появление искусственного интеллекта и его новые возможности пока остаются фантастикой, но вместе с тем, направление в области развития когнитивных возможностей у вновь создаваемых сервисных алгоритмов обещают положительные улучшения в области автоматизации клиентского сервиса и, как следствие рост его качества и клиентской удовлетворённости.
Заканчивая свой рассказ о клиентском сервисе, можно перефразированным афоризмом, который Билл Гейтс высказал о будущем банков - он сказал: «Банки умрут, а банкинг останется». Точно также можно сказать и о клиентском сервисе в банках – «банки умрут, а клиентский банковский сервис останется».
А Вы, уважаемый читатель, что Вы думаете о клиентском сервисе в банках? Интересна ли Вам данная тема, буду очень рад, если Вы оставите свой комментарий.