Приветствую на канале!
Недавно прошли из ряда вон выходящие учения Умка-2021, в ходе которых наш флот отработал массовое всплытие стратегических ракетоносцев среди льдов Арктики. Казалось бы, рядовое событие, однако не всё так просто с этими учениями и мы постараемся разобраться, что же делали наши военные.
Начнём с официальной истории. Флоту была поставлена задачи провести экспедицию, в которой, судя по официозу, заявлено большое количество научных исследований и отработка слаженных действий экипажей как флота, так и авиации. Кульминацией должно стать интересное событие – всплытие сразу трёх ракетоносцев в круге, диаметром всего 300 метров. При этом толщина льда составляла до полутора метров, что далеко не самый маленький показатель (у ВМС США это рекордные цифры, после которых атомоход ненадолго застрял). При этом на подлодках должны были находиться члены Русского географического общества, правда пока неясно, для чего (возможно в будущем расскажут). На этом всё – никакой особой конкретики. Но что там делали сразу три атомохода? Непонятно, но давайте разбираться. Первое, на что стоит обратить внимание, так это на состав экспедиции. Официально, в ней принимали участие два ракетных крейсера проекта 667БДРМ и один новенький «Борей» проекта 955, а возможно и 955А, но не в этом суть. Плюс к этому группу сверху прикрывали, внимание, истребители МиГ-31, которые зашли так далеко на Север впервые. МиГи отработали перехват вероятного противника, дозаправку в воздухе и вернулись домой, а подлодки пошли дальше по назначенному маршруту.
И тут возникает вопрос, что же там они отрабатывали? На одном из фото, которое опубликовала западная компания, занимающаяся спутниковыми снимками, запечатлена огромных размеров полынья, происхождение которой не заставляет сомневаться в наличии огромного количества взрывчатки. «Дыра», размер которой сопоставим с рядом стоящим крейсером, в интернете выдавалась за вручную (!) вырубленную полынью, через которую потом доставали учебную торпеду (что в принципе является нормальной практикой и у нас, и на Западе). Но давайте будем реалистами – такие полыньи выглядят совсем иначе, да хотя бы по размеру - они небольшие. А то, что представлено на снимке, явно сделано для обеспечения пусков БРПЛ с крейсера. И вот тут начинается самое интересное. Около года назад в СМИ проходила информация на тему того, что ракетные крейсера проекта 955 и 955А имеют возможность стрельбы баллистическими ракетами «Булава» без предварительного проламывания льда, что может сэкономить целые часы и нанести удар в тот момент, в который это необходимо. К тому же АПЛ может сразу уйти из района пуска, что повышает шансы на выживание. Тогда же эксперты предположили, что реализуется это с помощью некой специальной торпеды, которая перемалывает лёд в мелкую крошку, которая уже не особо мешает выходящей из шахты ракете. То, что мы видим на кадрах, вероятно, и является испытанием этой торпеды. Косвенно это подтверждается тем, что в составе группы находился один крейсер проекта 955.
Но на этом интересное не заканчивается. Американские эксперты предположили, что в составе группы было не три, а целых четыре атомных подлодки (ну или как минимум третьей был не 677БДРМ) – неназванная и оставшаяся в тени это БС-64 «Подмосковье», являющаяся подлодкой спецназначения и принадлежащая ГУГИ (вооружения на борту нет). Главной её задачей можно считать доставку к месту работ различных глубоководных аппаратов и подлодок поменьше. Вероятно, именно на БС-64 и находилась группа учёных из РГО, задачи которых до сих пор неясны. Однако наличие такой редкой подлодки в составе экспедиции говорит нам о том, что к этому делу подошли со всей серьёзностью и, вероятно, отрабатывали вышеназванный крайне сложный элемент на практике с подстраховкой - БС-64 скорее всего может оперативно провести спасательную операцию, в случае чего. Тем более, что кораблей в округе не было, а учения серьёзные. Кстати, на Западе довольно пристально следили за нашими учениями, ведь обеспечивать стрельбу БРПЛ сквозь такой толстый лёд без длительной подготовки там так и не научились (да им это особо и не надо, по правде говоря). Пробивать такой толстенный лёд крайне трудно и опасно для АПЛ, а значит и рассчитывать на всплытие наших подлодок в определённых районах не стоит, как считалось ранее. Теперь же районы поиска ракетоносцев вырастут многократно. Особенно эта информация касается всех, кто считал ракету «Булава» чуть ли нерабочей по причине того, что она якобы не может пробивать льды, как задумывалось ранее. Судя по всему, программа жива и даже более того – она реализована.
На самом деле тема старта БРПЛ сквозь лёд является очень сложной и проекты, с помощью которых это реализуется, прорабатываются уже давно. Одним из самых интересных можно считать проект «Барк», который был задвинут в дальний ящик в угоду «Булаве». Почему так произошло и что это за проект мы расскажем в будущем.