С эзоповских времен предписано повествование моралью заканчивать, но тут она, чтобы не разочаровать случайного читателя, приводится сразу: «Любая собака должна пройти курс дрессировки».
Если отбросить скучный материализм и предположить, что существует Небесный Пес, ведающий судьбами своих земных сородичей, то появление алабая-девочки в нашем доме произошло под его патронажем.
Родилась она крохой в приличной семье - родители были с наградами и титулами. Но незначительный генетический дефект перечеркнул ее путь к выставкам и медалям. Я даже не пытался вникнуть в детали, чем она не глянулась заводчикам, но выбракованные собаки профессионалам нежелательны, и списание с довольствия происходит крайне скоро.
У нас же вакансия дворового охранника была свободна по причине убытия по возрасту предыдущего достойного представителя собачьего племени в края вечной охоты.
И через четыре рукопожатия эта трехмесячная среднеазиатская овчарка оказалась у нас. Все предыдущие грозные охранники нашего подворья в период высшего расцвета физических сил были малость поменьше и полегче этой крошки, поэтому тревожные мысли о необходимости доминирования одновременно возникли у всех человеческих детенышей нашей свободной микро-стаи.
Неплохо информированный интернет усугубил вибрации страха примерами тирании домашних животных большого размера, когда бывшие хозяева за месяц превращаются в трепещущий обслуживающий персонал.
Все человеки обложились учебниками по курсам общей дрессировки и щеголяли друг перед другом терминологией. Однако, все пошло по проторенному пути, и через пару дней мощный порыв потерял свою силу, столкнувшись с абсолютным нежеланием этого ангела, пацифистки и сторонницы ненасилия доминировать и унижать.
Даже звучная кличка «ШактиШива» со вселенским значением супруги индусского разрушителя вселенной плавно трансформировалась в легкомысленную «Шакиру» — голосистую иноземную певицу звуков ртом.
Через три месяца у нас во дворе бегала полуметровая в холке собака-кобыла весом в половину веса жены. Врожденное благородство алабая и оптимизм молодого щенка составили чудесный коктейль положительных качеств характера Шакиры.
Поэтому воспитание ее ограничилось беседами о нравственности при обнаружении проступков. Правда, и нарушения были формальные: несанкционированное посещение коридора в доме, пачкание белья, вывешенного для просушки, мгновенное рытье внушительной траншеи на клумбе в поисках крота.
Участок домовладения, конечно, был меньше, чем естественные степные просторы первоначальной среды обитания ее предков, но все же отличался в лучшую сторону от квартирного содержания, мучительного для крупных собак.
Кратко говоря, ее воспитание было брошено на самотек. Периодически, через раз Шакира отображала выполнение команд: «Ко мне», «Рядом», «Можно», но делала это с нескрываемым отвращением, а при настойчивости неторопливо скрывалась за углом хозяйственной постройки и с недовольным видом выглядывала оттуда, выжидая, когда очередной педагогический приступ у претендента-посягателя на ее личную свободу утихнет.
Звоночки зазвенели, когда настало время совместных прогулок по прилегающей к дому сельской территории.
Прогулки с собаками на поводке по улицам с частными домостроями — приключение еще то. Прохожие недоуменно таращатся, не понимая, для чего нужно таскаться с псом по улицам. Ведь пес должен находиться во дворе, в идеале на цепи, и выполнять охранные функции.
Но эти встречи проходят тихо, зато для окрестного собачьего сообщества ординарная прогулка перерастает в шумный праздник жизни. Для псов, которые наличествуют в каждом обитаемом дворе, это повод продемонстрировать хозяевам свою пользу максимально громким лаем и активным метанием вдоль забора.
Те же собаки, которые перемещаются свободно по улицам вне суверенной территории, ведут себя намного скромнее, но всегда есть шанс, что начнется крайне стремительная собачья схватка с произвольным числом участников, где ваша доля — быть рефери и играющим тренером единовременно. Причем старт действа и его исход не зависят от габаритов и пола участников.
Поэтому до некоторого времени прогулки с Шакирой проходили на поводке, но без намордника. К нему она относилась крайне отрицательно и могла претендовать на чемпионство в соревнованиях любого ранга по его сбрасыванию. В дисциплине по метанию этого неприятного в носке предмета ей вообще бы не было равных.
Итак, почтенный владелец юной девочки-алабя и его подопечная чинно перемещаются по сельской улице с оздоровительными целями, сопровождаемые остервенелым лаем из-за заборов.
На скамейке, по еще полностью не исчезнувшей традиции устанавливать их около каждой калитки, сидит почтенного возраста женщина и с доброжелательным любопытством сопровождает взглядом наше приближение. Поравнявшись, мы киваем друг другу и неразборчиво произносим: «Здравствуйте», потому как вроде не знакомы, но хорошо воспитаны, и обойтись без приветствия не можем.
И тут просто незначительный эпизод становится событием, которое запоминают.
Из чуть открытой калитки стремительно вылетает безумная, следовательно, деятельная курица. Рок направляет траекторию ее перемещения в радиус досягаемости моей девочки. И этот ангел во плоти и пацифист делает неуловимое для глаза движение челюстями!
Размеров ее хлеборезки хватило, чтобы тушка, за вычетом крыльев и ног, целиком поместилась в пасти, и птица приобрела статус невинно убиенной. И веселье началось…
Женщина мгновенно включает режим крика и ора, на белоснежной шерсти Шакиры появляются алые капельки крови, все окрестные собаки начинают неистово лаять.
И моя собачка, несмотря на детский испуг в глазах, вдруг утихомиривает эту вакханалию в одно движение. Она с непостижимым спокойствием грациозно укладывает куру перед моими ногами и извинительно-недоуменно пожимает плечами, совсем как человек, внезапно попавший в нелепую ситуацию.
Это было так артистично, что прониклась даже хозяйка курицы и перевела истерику в конструктивный диалог о сумме возмещения ущерба.
Расстались мы даже почти дружелюбно, она с компенсацией, я с запасом на пару дней мяса для кормления своего теперь уже чудовища.
Вечером суровый дрессировщик учил меня и юную собачку правильному порядку содержания крупных животных, а без намордника мы с тех пор перемещались только по двору.
Шакира, ты в нашем сердце, хоть прошло уже много лет…
Автор Андрей Лавров