Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

"Сокращаю дистанцию, бью и "стервятник", разваливаясь, падает". Советские лётчики против реактивной авиации Люфтваффе.

Упавший Ме-262. Фото Бундесархив
Упавший Ме-262. Фото Бундесархив

В конце февраля 1945 года в штабе 16-й воздушной армии РККА, где шла активная подготовка к Восточно-Померанской операции, состоялась очень необычная для той поры конференция. На неё прибыли группы офицеров-лётчиков, собранные со всех участков фронта, с полным набором наград, которые можно было получить только в бою. Среди докладчиков были знаменитый советский ас Иван Кожедуб, командующий 16-ой армией, герой Советского Союза Сергей Руденко, начальник по огневой подготовке, Герой Советского Союза Александр Новиков и многие другие. Примерно за две недели до этого, в небе в районе старой границы Польши и Германии, советские лётчики впервые встретились с образцом гитлеровского "вундерваффе", турбореактивным истребителем. О рандеву с новинкой Люфтваффе доложили летчики 176-го гвардейского ИАП полковник Чупиков и майор Куманичкин. Полк был создан специально для "свободной охоты" за нацистскими самолётами, но стремительной германской машине, за счет высокой скорости, тогда удалось ускользнуть от "охотников". Расшифровка данных фотопулемёта показала, что это именно он. Гроза бомбардировочных армад и "летающих крепостей" союзников, большая надежда Гитлера и "звезда" пропагандистских фильмов Третьего Рейха Ме-262 «Schwalbe» ("Ласточка"). Наши лётчики, с лёгкой руки пехотинцев с Кюстринского плацдарма, чаще называли его "стервятником". Он и стал главной темой собрания советских асов, вошедшего в историю как конференция по "Борьбе поршневых истребителей ВВС РККА против новой реактивной техники противника".

-2

Немецкий турбореактивный истребитель Ме-262 впервые взлетел летом 1942 года, а в строю появился только в апреле 44-го. Скорость самолета достигала 850 км\ч. Для сравнения, самый быстрый поршневой истребитель, немецкий Do-335 «Pfeil», был способен разгоняться до 750 км\ч. Советские "Лавочкины" и "Яки" и американские "Мустанги" отставали от Ме-262 ещё заметнее. Реактивный "мессер" стал первым боевым самолетом такого типа и самым массовым во Второй Мировой войне. Всего было выпущено без малого полторы тысячи "Ласточек", более пятнадцати модификаций. Основным их противником стали стратегические бомбардировщики США и Великобритании.

Ме-262 против "Летающих крепостей" глазами художника. Картинка из Яндекс-коллекции.
Ме-262 против "Летающих крепостей" глазами художника. Картинка из Яндекс-коллекции.

На Восточном фронте Ме-262 довольно долго не появлялся, в силу совершенно иного характера воздушных схваток. Но в начале 1945 года руководство Люфтваффе вынужденно бросило "Ласточек" в битву, где им было довольно сложно проявить свои лучшие качества.

В ходе февральских боев над Одером, Ме-262 ещё несколько раз проскальзывал в зоне видимости наших истребителей неуловимой тенью, пока 24 числа не оказался в прицеле Ла-7, управляемого Иваном Кожедубом. Эта история многократно описана, и до сих пор вызывает немало дискуссий и сомнений, хотя потерю одного реактивного истребителя в тот день подтвердили и немецкие документы. Тем не менее, именно наш прославленный ас считается первым, кто проверил на прочность "чудо-оружие" Гитлера и вышел из схватки победителем.

Лучший советский ас Иван Никитич Кожедуб считается автором первого сбитого реактивного истребителя Люфтваффе на Восточном фронте. Фото Яндекс-коллекция.
Лучший советский ас Иван Никитич Кожедуб считается автором первого сбитого реактивного истребителя Люфтваффе на Восточном фронте. Фото Яндекс-коллекция.

Доклад Кожедуба стал центральным на февральской конференции, где были выработаны тактика и приемы борьбы с реактивными машинами Люфтваффе. Летчикам, при встрече с Ме-262, рекомендовалось атаковать с коротких дистанций, используя фактор внезапности и активно маневрировать, с учетом малой маневренность немецкой машины. Союзники сообщали, что 30-мм пушки "Мессершмитта" дают большой разброс и позволяют надежно атаковать высокоманевренную цель только с коротких дистанций. Пилотам рекомендовалось совершать резкие повороты, если "стервятник" садился на хвост. Из-за высокой скорости, немецкие пилоты не могли адекватно реагировать на такие действия, и тогда догоняющий по инерции проскакивал и моментально оказывался в роли мишени. Именно благодаря такому маневру сбил реактивный "мессер" Герой Советского Союза Гарри Мерквиладзе. Его Як-9 оказался под прицелом четырех пушек Ме-262 в марте 1945-го. В ходе маневренного боя советский лётчик специально пропустил немца себе "в хвост" и когда тот уже изготовился вести огонь, совершил резкий горизонтальный маневр, на который нацистский пилот физически не успел отреагировать. Оказавшись за спиной немца, старший лейтенант Мерквиладзе с короткого расстояния вогнал пушечную очередь в хвост германской машине. Ещё один реактивный "Мессершмитт", в том же марте, сбил лейтенант Лев Сивко на Як-9Т, в групповом бою в районе местечка Цехин, земли Бранденбург. Летчик воспользовался тем, что немец был занят атакой на его ведущего и поджег "мессер" короткой очередью из 37-мм авиапушки Нудельмана-Суранова. Всего известны пять советских лётчиков, сбивавших нацистский "чудо-самолёт", хотя ещё несколько случаев числятся в разряде неподтвержденных.

Ме-262 в пропагандистскизх материалах Третьего Рейха. Кадр из киножурнала Die Deutsche Wochenschau
Ме-262 в пропагандистскизх материалах Третьего Рейха. Кадр из киножурнала Die Deutsche Wochenschau

Использование реактивных истребителей Ме-262 на Восточном фронте было коротким и малопродуктивным. Самолет, который довольно неплохо справлялся со стратегическими "бомберами" союзников, оказался не слишком эффективным в небе, где было жарко и тесно от отчаянно маневрирующих поршневых машин. В боях с советскими "Ла" и "Яками", реактивные германские "Ласточки" сбили по подтвержденным данным всего один, а по неподтвержденным, три советских истребителя и несколько штурмовиков Ил-2. Гораздо больше беспокойства доставила советским войскам ударная версия Ме-262, по той причине, что зенитные орудия, рассчитанные на более тихоходные самолёты, просто за ней не успевали. Немецкие пилоты реактивной авиации вспоминали, что основная проблема в бою с краснозвездными машинами состояла в том, что они начинали резко маневрировать, едва завидев характерный силуэт «Schwalbe» и взять их в прицел на высоких скоростях было весьма затруднительно. Очевидно, что февральская конференция в штабе 16-й воздушной армии собралась не напрасно и быстро принесла свои плоды.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!