Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины: Вода в отсеке/ 18. Трудный путь у "Крокодила" и др. ...

Уважаемые друзья, продолжаем рубрику, в которой вспоминаем различные аварии отечественных подводных лодок, причем с разным исходом и от разных причин, используя открытые источники. Таких происшествий было очень много, к счастью не все они привели к гибели людей, не часто о них упоминается и в литературе, так как некоторые они довольно скромные и не "хайповые".

Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа - вот только некоторые источники опасности для корабля, тем более подводного. А по мере поступления подводных лодок на флот происходили различные случаи, приводившие к авариям и происшествиям. Некоторые происшествия происходили ненамеренно, часто из-за незнания техники, некоторые - из-за имеющихся проектных ошибок, но было много и таких, где причиной аварий была человеческая ошибка. Причины некоторых происшествий даже сейчас не выяснены.

Так, на Чёрном море становление отечественного подводно­го флота началось с появления осенью 1907 года подвод­ных лодок «Лосось» и «Судак» (тип «Сом»), составивших здесь первый полудивизион подводных лодок, и для «Лосося» эта служба могла стать весьма непродолжительной.

Русские подводные лодки "Лосось", "Судак", "Карп" и "Карась" (вероятно - в бухте Севастополя)
Русские подводные лодки "Лосось", "Судак", "Карп" и "Карась" (вероятно - в бухте Севастополя)

24 августа 1909 года во время учебного выхода в море, после погружения, внутрь прочного корпуса «Лосося» на­чалось интенсивное поступление забортной воды.

Для справки: Водоизмещение "Лосося": 105/124т, запас плавучести - 15%, экипаж 22 человека (в том числе 2 офицера). В строю с 25 мая 1906 года, срок службы до происшествия - 3 года 4 месяца.

С боль­шим дифферентом на корму лодка легла на грунт на глуби­не 24 метра. Экипажу подводной лодки, под командованием лейтенанта Н. А. Арбенева, стоило больших трудов, чтобы вновь под­нять свою лодку на поверхность. Для этого потребовалась усиленная работа всех насосов (причины поступления воды не указываются).

Ситуация с балтийской подводной лодкой "Крокодил" оказалась более ясной. Эта была подводная лодка Балтийского флота типа «Кайман», которая еще не вступила в строй, но едва не вошла в печальный список затонувших субмарин.

Лодка строилась в Петербурге на заводе Крейтона по про­екту американской фирмы Саймона Лэка. Завод произво­дил корпуса. Фирма вела монтаж оборудования и дострой­ку.

Для справки: Постройка, вернее сборка, подводных лодок проводилась на заводе русской судостроительной компании "В. Крейтон и К" , которая арендовала Охтинскую казенную верфь в Петербурге. Механизмы и оборудование доставлялись из САСШ и других стран Европы, с которыми С. Лэк заключал контракты на поставку. Для разработки технической документации по ПЛ он создал в Берлине конструкторское бюро, откуда чертежи и спецификации отсылались в Петербург, а 3 июня 1905 г. заключил контракт с компанией «В. Крейтон и К" на постройку четырех корпусов ПЛ для русского флота. Эта фирма имела также судостроительный завод в финском городе Або (ныне Турку), где строились суда небольшого водоизмещения по заказам русского Морского министерства и могли выполняться детали корпусов подводных лодок.

Спуск лодки на воду состоялся 10 июля 1909 года, но в виду различных недостатков проекта и качества построй­ки ввод ПЛ растянулся до середины 1911 года.

Подводная лодка "Крокодил"
Подводная лодка "Крокодил"

19 марта 1910 года уже принятая в казну, но ещё недо­строенная подводная лодка едва не затонула. «Крокодил» находился в Средней гавани Кронштадта у борта учебного судна «Оке­ан». Командовал ПЛ лейтенант Н.Л. Кржыжановский (участник Цусимского боя на броненосце «Князь Суво­ров»). Утром в процессе работ на лодке возникла необходи­мость осмотреть кормовые торпедные аппараты. Для этого создали дифферент на нос. Как только корма поднялась но­совая часть лодки начала быстро затапливаться забортной водой. Как оказалось, вентиляционные отверстия в носу при подготовке к дифферентовке остались открытыми.

Прежде, чем вода смогла затопить «Крокодила», успели подвести кран и завести под корму строп. Все кто был на лодке немедленно её покинули.

Нос лодки, заполнившись насколько это было возможно водой, уткнулся в грунт. В та­ком положении «Крокодил» оставался ещё несколько ча­сов, до прибытия командира порта вице-адмирала Вирена, взявшего на себя дальнейшее руководство спасательными работами.

Подводная лодка "Крокодил" в Выборгском заливе
Подводная лодка "Крокодил" в Выборгском заливе

Для подъёма носовой части лодки потребовались пон­тоны и работа водолазов. Вновь на ровный киль «Кроко­дил» поставили только к концу дня незадолго до полуночи. После откачки воды Вирен лично спустился внутрь ПЛ для её осмотра. Недолгое пребывание в полузатопленном положении не нанесло субмарине большого ущерба. Замены или ремонта её механизмов не требовалось. Можно ска­зать, что своё первое в жизни погружение «Крокодил» пе­режил весьма успешно. За этим последовало награждение отличившихся при спасении лодки.

Так унтер-офицера 2-й статьи Плешков и Квашин стали унтер-офицерами 1-й статьи. Дивизионный минёр штабс-капитан по адмиралтейству Я.И.Подгорный, следующий командир «Крокодила», лейтенантом. Помощник командира лодки Б.К.Шидловский одарен денежной премией в размере 200 рублей.
Русская подводная лодка "Аллигатор"
Русская подводная лодка "Аллигатор"

Подводные лодки отечественного флота типа «Кайман» вообще тяжело входили в состав флота. При постройке на ПЛ «Дракон» 1 августа 1909 года произошёл взрыв паров бензина. На «Аллигаторе» при испытаниях вышел из строя правый бензиновый двигатель, сломался коленвал, причи­на - низкое качество использованной для него стали. «Кро­кодил» тоже не избежал происшествий, к счастью обошлось без жертв.

Для справки: Подводная лодка С. Лэка имела близкую к веретенообразной форму обводов прочного корпуса, с цилиндрической вставкой посредине, длиной около 17 м. Наибольшая длина корпуса составляла 40,2 м, а диаметр цилиндрической вставки 3,85 м. В нос и в корму от нее шли симметрично расположенные шпангоуты с круговыми обводами и плавно уменьшающимися диаметрами. Длина шпации составляла 0,54 м. На высоте примерно 1,0 м от верхней части шпангоутов, также и по всей длине корпуса лодки с перерывом в месте установки боевой рубки размещалась надстройка, ширина которой равнялась диаметру прочного корпуса. Крыша надстройки представляла собой верхнюю палубу, а пространство, образованное между прочным корпусом, крышей и вертикальными стенками надстройки, использовалось в качестве носовой и кормовой главных балластных цистерн. Наружная обшивка прочного корпуса толщиной 11 мм в оконечностях корпуса лодки уменьшалась до 9,5 мм. Стальные листы обшивки соединялись между собой встык с помощью стыковых планок двумя рядами заклепок. Для повышения плавучести надстройка выполнялась из дерева и набиралась из 75-мм прокопченных брусьев, покрытых стальными оцинкованными листами. Корпус имел наружный киль, внутри которого размещался постоянный свинцовый и сбрасываемый чугунный балласты, а также колеса для передвижения лодки по дну.

Проектная рабочая глубина погружения составляла 45 м. Погружение, всплытие и дифферентовка обеспечивались носовой и кормовой ЦГБ, а также средней и двумя дифферентными цистернами, расположенными в прочном корпусе. Кроме того, пространство образованное двойными стенками рубки, также использовалось в качестве балластной цистерны и получило название кольцевой. Скорость погружения при указанной выше системе затопления составляла 3,5 мин., что уже в то время считалось слишком большим.

Здесь мы опять видим халатность (невнимательность) экипажа. И сколько еще таких аварий и происшествий будет...

Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г.Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с..