Найти тему
Пишущая Девушка

Синдром отличника. Как страх ошибиться превратился в главный страх жизни

"Бывшие отличники - жалкое зрелище". Такую фразу однажды я услышала и узнала себя в ней.

Я осознала одну истину: боюсь ошибиться. Во всем. Будто бы я не имею права на ошибку.

Начала раскапывать, откуда корни страха? Да из нашей любимой школы!

Тут даже нет смысла пересказывать то ли анекдот, то ли народную мудрость о том, что бывшие троечники нанимают на работу бывших отличников?

Троечники на длинной дистанции, выйдя из стен школы, имеют четко сформированное убеждение: ошибаться - нормально, и никто мне не указ, я сам решаю, что мне делать, а что нет. Вот они и делают.

А исполнительные, затюканные оценочными суждениями отличники не могут прыгнуть выше головы.

И сейчас я пишу конкретно о заучках-отличниках. Хорошистам и отличникам-любимчикам в этом смысле повезло - их психика не сломана, получали свои 4 и 5 - да и ладно.

А такие как я, от которых родители и учителя ждали ТОЛЬКО 5 или 5+ - вот у них действительно проблемы и невроз на неврозе.

Раскопала такую связку:

Сделала ошибку = я двоечница = я плохая

Не сделала ошибку = я отличница = я молодец

То есть я выросла с убеждением, что меня характеризуют только оценки. И хоть кто-то бы в детском возрасте сказал: "Милая, да неважно какие у тебя оценки! Мы тебя примем и будем любить даже с двойкой!" Нет. Никто не сказал.

Стоит ли говорить, что в реальной жизни совершать ошибки - это НОРМАЛЬНО? Но неврозные отличники боятся этого и ничего не делают вообще.

Сама идея сверхважности школы для ребенка губительна. У него должно быть в жизни что-то еще, помимо оценок в дневнике.

Мне очень нравится идея, что сейчас в начальной школе оценки НЕ ставят. Потому что нам с 1 класса внушали, что вас определяют ваши оценки. И учитель мог по настроению влепить тебе 4-. Смотрю свои школьные тетради с самостоятельными работами и думаю: по каким критериям вообще оценивались эти работы?

Невроз продолжился в университете, в который я, конечно же, поступила на бюджет через слезы, ибо не поступить в те годы для меня было равно катастрофе планетарного масштаба. Ты отличница! Ты должна!

На 3 курсе натянутая пружина лопнула. Я просто устала тратить всю себя, зрение и здоровье на пыльные советские книги по историографии. Написала заявление на перевод на заочное обучение и ушла.

Решила, что больше не могу быть отличницей и сломалась. Полгода приходила в себя.

На заочке получала такие оценки, какие хочу. Тройка? Плевать! Стоит ли говорить, что по специальности я ни разу не работала, а мой диплом и аттестат никто ни разу в жизни не попросил хотя бы просто "посмотреть". Стоила ли игра свеч?

Я по-прежнему искореняю в себе стремление делать все на 5, чтобы фантомные "взрослые" похвалили, учусь совершать ошибки, чтобы делать хоть что-то, а не сидеть в надежде "ничего не делаю - не ошибусь нигде". Но это очень долгая работа.

Синдром отличника - это всегда невроз и нездоровая психика. И я надеюсь, что когда-нибудь в российских школах откажутся от оценочной системы навсегда. И каждый будет работать не на оценку и галочку, а ради знаний, ради закрепления этих знаний и применения их в жизни.