Интересная профессиональная судьба у режиссера Эльдара Рязанова. Его активность и насыщенная творческая жизнь порой приводила к интересным коллизиям. Режиссеру долго не разрешали снимать фильм «Берегись автомобиля», где главный герой – вор, хоть и с благородными намерениями.
Режиссер любил добиваться своего, даже если приходилось подолгу ждать и идти на компромиссы. Фильм «Дайте жалобную книгу» стал тем самым своеобразным компромиссом, который позволил добиться разрешения на съемку фильма с Иннокентием Смоктуновским.
Сценарий фильма «Дайте жалобную книгу», написанный Александром Галичем и Борисом Ласкиным, Рязанову не нравился, поэтому он принял решение поэкспериментировать со съемками.
Снимали фильм на черно-белую камеру, часто на скрытую камеру, поэтому в фильме много прохожих, не знавших о том, что они попадут в фильм. Некоторые сцены разыгрывались в толпе, и кто-то узнавал актеров, а большинство просто проходили мимо. Это придавало эффект естественности сюжету.
Сценарий и музыкальные композиции к фильму Эльдара Рязанова написал советский бард Александр Галич. Прошло совсем немного времени, и его зачислили в диссиденты из-за скрытых в песнях намеков на политику в текстах. Имя Галича исчезло с афиш, и из титров фильма. Вернули его туда только в годы Перестройки. Рязанов тогда был доволен восстановлением справедливости.
Одним из условий Эльдара Александровича было утверждение на главную роль популярной актрисы Ларисы Голубкиной, которая до этого блистательно сыграла в его фильме «Гусарская баллада». Кроме роли Рязанова актриса вновь попросила разрешения спеть в фильме (в «Балладе» она замечательно исполнила несколько песен), но режиссер отказал, так как считал, что Голубкина в образе директора ресторана не должна петь несолидные песни. В итоге композицию «Добрый вечер» исполнила Лариса Мондус.
В этом фильме Рязанов передал своеобразный привет своему коллеге – Леониду Гайдаю, сняв в ресторане расслабляющуюся троицу - Труса, Балбеса и Бывалого в исполнении знаменитых актеров Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова.
Основной съемочной площадкой стало кафе «Хрустальное» на Кутузовском проспекте в Москве. Заведение ловко трансформировали в ресторан «Одуванчик». Дело в том, что кафе совсем недавно открылось, поэтому декораторам пришлось поработать, чтобы превратить его в старый ресторан.
Есть в этом фильме и отсылы к двум реальным кафе, которые пользовались огромной популярностью и посетителей – это кафе «Молодежное» и «Аэлита», которые работали в Москве с 1961 года. Там заседала продвинутая молодежь, перед который выступали поэты и барды, включая самого Владимира Высоцкого.
В одной из сцен официантка говорит грубоватому посетителю, чтобы он шел в одно из этих кафе, куда «очередь нужно занимать с утра».
Подписаться на канал «КиноНытик»