Да-да, именно «тайна» и именно «мистическая»
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
В последнее время вокруг завершающей части трилогии о Незнайке, которую в свою бытность создал Николай Носов, шумят споры, причем, нешуточного накала. Кто-то говорит, что это была всего лишь ироничная пародия на западное общество, кто-то возвещает о пророческом видении нашего общества. Оставим эти дискуссии в стороне - наш рассказ совершенно об ином
Если вы не знали, то большая часть сказок обладает скрытым смыслом («Сказка - ложь, да в ней намёк»). Это не «просто так побасенки». Даже если сказки не народные, а авторские. Очень часто в них нечто зашифровано. К примеру, «Алиса в стране», созданная математиком Льюисом Кэролом (а вы думали, что он писатель?) За странными и иногда даже пугающими приключениями девочки кроется второй смысловой ряд, в коем нам рассказывается о британских тайных обществах
Вселенная Незнайки тоже вызывает множество вопросов, так как возможна мистическая трактовка предложенных сюжетов. Начнем с того, что в глаза бросается яркое противопоставление «Незнайки» и «Знайки». Если использовать их имена, то можно определить, что это характерная для тайных обществ дихтомия: «профан» и «посвященный». Только что вступивший в ряды общества «незнающий» («профан») через цепь посвящений и обрядов должен стать «знающим» («посвященным» какого-то градуса)
Хотя подобное может быть простым стечением обстоятельств. Если бы не некоторые моменты устройства мира, в котором живут человечки. В первой части («Незнайка и его друзья») мы видим Цветочный город, в котором, по сути, существует «примитивный» коммунизм, приблизительно соответствующий «естественному блаженству», о котором говорил Жан Жак Руссо. Не случайно, у коротышек аграрный строй
Во второй части («Незнайка в Солнечном городе») мы видим непосредственные отсылки к «Городу Солнца» Томмазо Компанеллы, в котором существует технически развития, но также идеальная цивилизация. Которая, тем не менее, подвержена угрозам, на что указывает бездумное использование Незнайкой волшебной палочки. Чудеса технического прогресса, оказавшиеся в руках профана, могут стать угрозой для всего мира.
Однако больше всего загадок хранит третья часть («Незнайка на Луне»). Мы видим, что коротышки прибывают в общество, напоминающее «западное устройство» нашего мира. Более того, «капиталистические персонажи» уверены, что именно они живут на Земле, а коротышки прибыли с Луны. То есть Земля и Луна поменялись местами. А это есть отсылка к «теории мирового льда», один из «постулатов» которой говорит о том, что раз в большие периоды Луна падает на Землю, вызывая катастрофы.
И опять же «капиталистический мир» показан с точки зрения иного оккультного учения, а именно «теории полой Земли». Более того, одной из его самых загадочных вариаций, заявляющей, что мы (вполне реальные земляне) живем не на поверхности, а внутри планеты. Это противопоставляется умеренной трактовке. Дескать, есть два обитаемых мира, и на поверхности, и внутри Земли (вспоминайте «Плутонию» Обручева или «Путешествие к Центру Земли» Жюля Верна)
Проходя через все стадии «посвящения» Незнайка постигает Истину, для чего он должен пройти обрядовое умирание, что и происходит в конце третьей части. Однако затем воскресает, но уже «иным существом» (что опять же наблюдаем). Остается только задаться вопросом: откуда эти мистические тонкости были известны советскому детскому писателю? А вам мы рекомендуем перечитать «Незнайку на Луне» с классическими иллюстрациями. И не забывайте: «В каждой шутке есть доля шутки».