Для собак, впрочем, тоже единственный, но и это уже большой прогресс.
Начнём издалека? Общее устоявшееся мнение об арабско-мусульманском мире — собак в нем нет. Но они есть.
Есть охраняющие дом и двор в бедуинской деревне, и хозяин этого двора показывает тебе собаку на цепи, как редкую достопримечательность. Даже если она еще только недособака.
Есть собаки - пастухи верблюдов, овец и коз. И это тоже про бедуинов, да.
Есть просто любимые и обласканные, как у нас дома в России. Подобрашки и потеряшки, нашедшие дом и ласку. Но это редкая редкость, вот как здесь, в семейном "бедуин-кэмпе" в Вади Рам. Ну, это такой "неправильный" кэмп, в котором вполне (и даже совсем) русская хозяйка Юли Поляк.
Есть... Даже не знаю, как точнее описать. Если кто помнит, то в 90-е немало было тех, кто заводил собак, особенно бойцовых, для специфического престижа, понтов и демонстрации крутизны. Здесь есть что-то подобное: юнец, которому пока нечем похвастаться в собственной жизни, и пёс на поводке, понятия не имеющий о воспитании, дрессировке и социализации.
И есть бездомные. Много бездомных собак, потому что никто здесь никакой стерилизацией и прочей "ерундой" не заморачивается. Выживет — не выживет, кому какое дело…
Вот здесь, наверное, я должна бы рассказать об общем отношении мусульман к собакам (недобром чаще всего, прямо скажем), о Коране, в котором о собаках больше хорошего, чем плохого (да и то плохое — относительно), и о хадисах, которые чуть ли не противоречат друг другу. Или не друг другу, а особо упоротым ненавистникам собак:
Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе:
"Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня". После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи). Слушатели Мухаммада спросили: "О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?" На что он ответил: "Награда полагается за все живое".
(хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363)
Так-то оно так, но трое знаменитых ученых - Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из них упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, - будут уменьшаться на два карата.
Да, но ведь только в доме, и ни слова о неприязни к ним. И, позвольте, а как же вполне определенное только о кусающей собаке, а не о всех подряд?
Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака".
(исламский ученый Мухаммад аль-Бухари)
Будь я мусульманкой, у меня, пожалуй, мозг бы взорвался от противоречий. Но у многих реальных мусульман в Иордании он не взрывается, им все понятно и однозначно: чёрная собака — шайтан, ангел при собаке в дом не войдёт, значит собака — зло. Значит… Ну, вы поняли.
И вот в Акабе два года тому назад открылся собачий приют, где собак спасают не от холода (в Акабе не замёрзнешь), не от голода (помоек хватит на всех), а от людей, ненавидящих собак. Деньги на него, понятно, благотворительные и происхождение их совсем не иорданское.
Да и забирают их из приюта все больше туристы-иностранцы. Одна из турфирм даже организовывала экскурсии в этот приют, чтобы и деньги на содержание получать, и новых хозяев находить псам. Но находилось их мало и до коронавируса...
Курьезный случай из карантинной жизни
С наступлением локдаунов, с потерей многими работы и доходов, собак на улице оказалось такое количество, что они сбились в стаи и стали угрожать безопасности людей. И тогда мэрия Акабы объявила: за каждую приведённую с улицы собаку (обязательно живую!) энтузиаст получит 10 динаров (это, на минуточку, наша 1000 р.).
Объявление опубликовали вечером, а в 11 часов утра следующего дня в тех же СМИ возопили: "Хватит! Акция останавливается! Хватит!" И было бы это смешно, если не понимать, что за 10 динаров тот, кому нечем кормить семью, потащит сдавать не только уличную собаку…
Про кошек и их бесприютность все ещё надо объяснять?
Думаю, вы сами уже все поняли. Кошек любят (ведь пророк любил!), не обижают, приносят им на мусорку еду, не отказывают в мясе и рыбе гости ресторанов, туристы и прочая, и прочая. Кошек обижать нельзя, а значит, и спасать их не от кого...