Найти в Дзене
Транспортный Глобус

Сегодня исполняется 10 лет как с нами нет ногинского трамвая

10 лет с нами нет Ногинского трамвая. 31 марта 2011 года был совершён последний регулярный рейс по системе, успешно существовавшей с 20-х годов прошлого века.

Ногинский трамвай не был никогда большим: всего один маршрут, вся линия была однопутная, с разъездами. Тем не менее, трамвай был настоящим украшением города. Открыт он был в 1924 году. На линии обычно курсировало 4-6 вагонов, что для такой системы было достаточным.

-2

В качестве подвижного состава в последние году использовались только вагоны КТМ-8. Всего их было в депо 10 штук.

-3

Но ранее, там ходили и разные другие вагоны, например, легендарные РВЗ-6. Которые к началу 00-х уже были все списаны.

Фото из коллекции Ханса Урлеманса, 1986 год. https://transphoto.org/photo/1418223/
Фото из коллекции Ханса Урлеманса, 1986 год. https://transphoto.org/photo/1418223/

Однопутная линия, конечно, ограничена в возможностях - нужно ждать встречные вагоны на разъездах, терять время. Тем не менее, трамвайчики успешно справлялись с работой примерно до середины нулевых. Пассажиропоток был на них не очень большой, но довольно стабильный. В год удавалось перевозить порядка 2 миллионов пассажиров.

-5

Именно во второй половине нулевых появились первые проблемы: уменьшилось финансирование, начал падать пассажиропоток, и зародились дублировавшие его маршрутки. Потом стала ветшать инфраструктура, а на её ремонт денег не было.

-6

Довольно скоро число вагонов на линии, никогда не бывшее до этого большим, стало падать. Сперва до 3, потом до 2, а в последние дни вообще удавалось выпустить иногда только один вагон.

-7

Помню как тогда сорвался туда, узнав в последний момент о грядущем закрытии. Печально, конечно, что в тот раз я впервые полноценно проехал линию. До этого был в Ногинске один раз году так в 2006, но трамвае проехал лишь пару остановок, а потом решил выйти из-за запаха засевшей там бомжихи.

-8

И, вообще, тогда меня больше там многочисленные ЛиАЗы-677 интересовали, коих было на тот момент в городе ещё штук 8..

-9

Но зато чуть ли ни единственный застал самый последний рейс ногинского трамвая в истории. Хотя тогда надеялся, что это будет не так..

-10

Водитель трамвая Ольга Александровна Крайнова закрывала движение в тот грустный день.

-11

Закрытие движения ещё не означало закрытие системы. Власти обещали, что остановка трамвая будет временной. Более того, официально система не закрыта до сих пор! Формально есть возможность движение восстановить, но понятно, что уже этого делать никто не будет: за 10 лет те остатки инфраструктуры, что ещё были рабочими, пришли в полную негодность. Сейчас для восстановления движения, по сути, надо всё воссоздавать с нуля..

-12

Справедливости ради, первые годы действительно были попытки движение восстановить. Трамвай, всё же, выходил на линию после 31 марта 2011 года. Движение в техническом и пассажирском режиме возобновлялось несколько раз в 2012 и 2013 годах. Однако это не было полноценной работой: трамваи совершали по несколько рейсов в день без какого-либо расписания, плата с пассажиров не взималась. Потом каждый раз движение довольно быстро останавливалось снова. Последнее обещание властей восстановить работу трамваев к середине 2014 года так и не случилось.

На фото 2006 год.
На фото 2006 год.

В какие-то годы были попытки запустить временный автобус по маршруту трамвая, но даже они, в итоге, проваливались.

-14

Последний факт физического перемещения трамвая по путям был в августе 2016 года. Тогда решили вопрос о трамвае задать на местном референдуме, который проходил вместе с выборами в Госдуму. Для привлечения внимания трамвай решили провести по городу на тягаче. Своим ходом из-за повсеместно снятой контактной сети он уже ходить не мог, решили сделать так. Однако рельсы были уже убиты и завалены землёй настолько, что трамвай не смог проехать по ним даже на тягаче. В итоге, вместо всего маршрута проехали метров 400.

А на референдуме жители высказались против трамвая (64% против, 35 - за.).. Однако явка была низкой и его признали недействительным. Тем не менее, в результате волеизъявление граждан исполнили.

Автор фото: Еж3. https://transphoto.org/photo/964456/?vid=414675
Автор фото: Еж3. https://transphoto.org/photo/964456/?vid=414675

Сейчас уже про восстановление движения не заикаются. За эти годы успели снять всю контактную сеть (где-то её просто украли), демонтировать опоры, а местами даже выдрать рельсы. Почти все вагоны были распилены, а самый живой из них был отправлен в музей.

-16

Теперь уже говорят о том, чтобы к столетию Ногинского трамвая в 2024 году не вернуть движение, а поставить памятник и, возможно, открыть музей. Очень символично..

Хотя непонятно, конечно, в чём проблема. Московская область - достаточно богатый регион. Могла бы себе позволить восстановить и содержать эту систему, хотя бы, как достопримечательность.

-17


Так что жалко очень - колоритная была система. Однопутная, домашняя, придававшая Ногинску "изюминку".

-18

А что теперь Ногинск без трамвая - так, заштатный подмосковный мухосранск (извините)!

-19

Впрочем, а вдруг чудо случится, и трамвай восстановят? Пока рельсы лежат и земля под ней числится за ними, это не так сложно. Тем более, и депо ещё есть, да и, повторюсь, что сама система официально не закрыта.