Найти тему
Беерот Ицхак

Песах и воспитание детей

Исход из Египта создал народ Израиля. До этого мы были народом рабов, подчиненных фараону. Еще до выхода из Египта сказал Б-г: вы должны знать, что все чудеса, происходившие в Египте, совершались для сыновей, их сыновей и сыновей их сыновей. Вот как объясняется это в Торе: «Ради того, чтобы представить Мне (вам) эти Мои знамения… и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну твоего сына, как Я издевался над Египтом…» (Шмот, 10:1,2). Все, что мы видели, без исключения, велено нам передавать дальше нашим детям. Поэтому существует тесная связь между воспитанием детей и праздником Песах. Этот праздник, и в особенности пасхальный седер, – праздник воспитания. К нему относятся первые заповеди, данные народу Израиля (пасхальная жертва, маца и марор – горькая зелень). Также и заповедь брит-милы – обрезания – тесным образом связана с Песахом, так как многие из сыновей Израиля не были обрезаны в Египте. И об этом сказано (Йехезкель, 16:7): «А ты нага…». Когда Б-г пришел избавить нас, евреи были «наги» – не было у них «одежды», то есть заповедей, и поэтому Всевышний дал им их и также приказал им сделать обрезание: необрезанный не мог есть пасхальную жертву.

Кроме самих этих заповедей сразу был указан способ их исполнения.

Расторопность в исполнении заповеди

Слова Торы «И храните мацот» мудрецы объясняют так (Мидраш Мехильта к книге Шмот, 12:17): «Читай не мацот, а мицвот (заповеди) [Два этих слова на святом языке записываются одними и теми же буквами. Для понимания прямого смысла текста следует читать мацот, а для толкования, то есть выхода на иной смысловой уровень, следует читать мицвот ]». Разумеется, своим объяснением мудрецы собирались не исправить слова Торы, а только объяснить их иным способом, отличным от прямого понимания, и извлечь из этого что-то новое. «Читай не мацот, а мицвот – если тебе представилась возможность исполнить заповедь, не упусти ее!» [Мудрецы сказали там «аль тахмицена» – буквально «не дай ей скиснуть». Будь расторопен при исполнении заповедей, как при изготовлении мацы! Точно так же, как нужно оберегать от скисания тесто, сделанное для выпечки мацы, нужно стараться не упустить возможность исполнить всякую заповедь. ]. Мы должны быть расторопными при исполнении заповедей, и не откладывая их «на завтра»!

На первый взгляд непонятно: какая связь между сохранением мацы и заповедями?

Какое отношение имеет «скисание» к заповедям? Перед Песахом мы пытаемся уничтожить весь хамец. Это нелегкая работа – но труднее всего удалить его из сердца. Хамец символизирует дурное начало; при его уничтожении мы произносим следующие слова: «Как мы уничтожили хамец (из теста), – точно так да удостоимся мы уничтожить хамец в сердце» – наше дурное начало. Гемара (Брахот, 17а) приводит красивую молитву, составленную одним из амораим и произносимую в конце Шмонэ эсрэ , когда мы говорим: «Б-г мой, убереги язык мой от зла…». Вот слова из нее: «Властелин мира! Открыто и известно Тебе, что наше желание – выполнять Твою волю! Что же этому препятствует? Закваска в тесте и власть над нами чужих народов!» Внешнее препятствие – это власть народов, но есть и внутреннее – «закваска в тесте» (дурные побуждения нашего сердца заставляют нас «прокиснуть», как объясняет Раши). Почему дурное начало названо «закваской», которая является самой твердой частью теста?

читать дальше