Найти тему
Беерот Ицхак

Передача правления творением Израилю заповедью «Этот месяц для вас»

Оглавление

«Вначале создал Б-г небо и землю» (Берешит 1:1). Сказал раби Ицхак: «Следовало начать Тору со слов: «Этот месяц для вас» (Шмот 12:2), поскольку это – первая заповедь, которую получил Израиль (как народ). Почему же начинается Тора со слов «Вначале создал»? «О силе деяний Своих возвестил народу Своему – дать им наследие народов» (Теилим 111:6) – если скажут народы мира Израилю: «Вы – грабители, захватившие земли семи народов», Израиль ответит: «Вся земля принадлежит Творцу; Он сотворил ее и отдал, кому счел нужным. По воле Своей Он дал ее им – и по воле Своей отнял ее у них и отдал нам» (Раши Берешит 1:1).

На все сказанное Раши Рамбан задает трудные вопросы. Есть необходимость начать Тору с рассказа о сотворении мира, ибо он сам по себе принадлежит к основам веры, и в нем раскрываются тайны творения. Также следует понять, что в книге Берешит имеется несколько заповедей, и, кроме того, главное, что есть в ней – это дела праотцев, о которых сказали наши мудрецы: «Ценнее (для нас) разговоры рабов праотцев наших, чем Тора сыновей» (Берешит раба 60:8). И мудрецы назвали книгу Берешит «книгой прямых (праведных)» (Авода Зара 25а), и объясняет раби Йоханан: это – книга Авраама, Ицхака и Яакова, которые названы ««прямыми». И разве все это написано только ради ответа народам мира – если скажут они евреям: «Грабители вы!», те могли бы ответить: «Всевышний дал (эту землю) вам, и он отнял ее у вас»?

Два начала у Торы

Вопрос раби Ицхака вовсе не подразумевает, что книга Берешит – лишняя; имеется в виду лишь то, что надо было начать Тору со слов: «Этот месяц для вас», и только после этого начинать рассказ о сотворении мира и делах праотцев. Нужно понять, почему так важно начать Тору со слов «Этот месяц для вас». Объяснение состоит в следующем. Тора была дана Израилю только после того, как он стал народом численностью шестьсот тысяч (взрослых мужчин), как объясняет Маараль (Тиферет Исраэль 17). Авраам, Ицхак и Яаков были отдельными людьми и не получили Тору; она была дана только после исхода из Египта, всей общине Израиля, насчитывавшей шестьсот тысяч – «полная община» (у каждой души в Израиле есть свой особый удел в Торе, как сказали наши мудрецы: «Есть шестьсот тысяч букв в Торе» соответственно шестистам тысячам получающих Тору). И поскольку главное в Торе – это заповеди, которые получил Израиль, надо было начать ее с «Этот месяц для вас», так как это – первая заповедь, которую получил Израиль с тех пор, как сделался народом.

И хотя творение мира, несомненно, предшествовало по времени, сказали наши мудрецы: «Нет предшествующего и последующего в Торе» (Псахим 6б). Другими словами, порядок повествования в ней не обязательно соответствует последовательности событий во времени, но соответствует логической связи между темами; так, например, приказ о постройке Мишкана (переносного святилища) предшествует в Торе греху золотого тельца.

И если это так, то по порядку следования тем в Торе нужно было начать ее с самой первой заповеди народу Израиля: «Этот месяц для вас». И потому приходит ответ на вопрос: Тора начинается с рассказа о сотворении мира, чтобы сразу же научить нас, что Всевышний – единственный Властитель всего сотворенного: «По воле Своей Он дал ее (землю) им – и по воле Своей отнял ее у них и отдал нам».

Два способа управления мирозданием

Из сказанного выше мы учим, что есть два начала у Торы. Одно – «Вначале создал Б-г небо и землю» – касается сотворения мира и всего, что следует из этого; а второе – «Этот месяц для вас» – первая заповедь, данная народу Израиля после того, как он насчитывал уже шестьсот тысяч.

Более того, два этих начала Торы – это два отдельных творения, которые в отношении управления ими совершенно различаются по сути своей. Первое из них – это создание мира, то есть правление, включающее в себя начальный период – от сотворения мира до момента исхода из Египта, когда сотворенным миром правило только милосердие Творца. Эта эпоха называется «двумя тысячами лет тоу (хаоса)», поскольку народ Израиля (даже когда он уже возник) был без Торы. Всевышний управлял в это время миром лишь со Своей стороны путем Своего влияния, как сказали наши мудрецы: «Эти двадцать шесть благодарений (см. Теилим, 136, в котором три первых стиха начинаются со слова הודו – “благодарите (Всевышнего)”, и все двадцать шесть стихов выражают благодарность за чудеса и милости, сделанные Им ради еврейского народа) – чему (это число) соответствует? Двадцати шести поколениям, которые создал Всевышний в Своем мире (от Адама до исхода из Египта) и не дал им Тору, но питал их по милости Своей» (Псахим 118а). В эту эпоху действовало влияние Всевышнего – сверху вниз, независимое от дел нижних творений.

А второе творение имеет своим началом новомесячье Нисан, когда сыны Израиля получили заповедь «Этот месяц для вас…», в которой Высшее правление установило совершенно новый порядок вещей – влияние снизу вверх. Община Израиля как бы управляет сотворенным миром, а именно: если народ Израиля исполняет Тору и заповеди внизу, то в ответ на это приходит влияние Всевышнего сверху вниз. Такое правление зависит от наших дел: своими действиями мы определяем, каким будет правление с Небес.

Связь заповеди о месяцах и управления миром осуществляется через Израиль

Уже в первой заповеди, которую получил Израиль в начале второго творения, в заповеди «Этот месяц для вас…», предопределено управление творением через Израиль.

Сказали наши мудрецы (Шмот Раба 15:2): «Сказали ангелы служения перед Всевышним: “Властелин мира! Когда Ты делаешь праздники? Ведь сказано: “Дело это принято по решению ангелов” (Даниэль 4:14) – установление (праздников) приходит сверху по решению ангелов”. Сказал Он им: “Я и вы – соглашаемся с решением, которое принимает Израиль, и добавляем дополнительный месяц к (текущему) году”». Решение о праздниках – на народе Израиля, а не во власти Небес.

И даже более того: не только праздники и месяцы устанавливаются по решению Израиля, но даже изменение природных процессов возможно в соответствии с этим решением, как объясняется в Иерусалимском Талмуде (Ктубот 1:2). Раби Авин говорит там на основании слов Писания: «Воззову к Б-гу Высшему – к Б-гу (возлагающему) решение на меня», что если бейт дин добавил месяц (второй Адар) к текущему году, то к девочке, которой уже исполнились три года (в первом Адаре), возвращаются природные качества, свойственные той, которой еще нет трех лет. Таким образом, даже природа соглашается с тем, что установлено Израилем – с согласия Всевышнего.

Говорит мидраш (Шмот Раба 15:24): «Видящий луну – как должен был благословить в то время, когда Израиль освящал месяцы? Некоторые из мудрецов говорят, “Благословен Обновляющий месяцы”, другие говорят “Благословен Освящающий месяцы”, а некоторые из них говорят “Благословен Освящающий Израиль”, ибо если Израиль не освящает их, то нет никакого освящения. И не удивляйся тому, что Всевышний освятил Израиль, как сказано (Ваикра 20:26): “И будете Мне святы, ибо свят Я; Я – Г-сподь”. То есть, то, что освящают в народе Израиля – свято». Святость еврейского народа, несомненно, происходит от Всевышнего, но после того, как Он нас освятил, мы можем сами устанавливать святость. «Хочешь понять это, – продолжает мидраш, – посмотри на сосуды для Храмовой службы… Если сосуд не священный, то когда он наполняется святым (вином возлияния или приношением минха), он освящается; тем более, народ Израиля, который свят (сам по себе) освящает месяц». Итак, святость Израиля дает ему силу освятить что-то еще.

В свете этого совершенно ясно, почему первой заповедью, которую получил Израиль в начале второго творения и посредством которой Всевышний передал правление творением Израилю, была именно заповедь «Этот месяц для вас – начало месяцев». Она предшествовала всем остальным, поскольку указывает на новый способ управления миром, при котором Израиль решает, что свято и что не свято, когда времена священны, и когда они не священны.

С того момента и далее наступила новая эпоха – эпоха правления Израиля, правления снизу вверх. Соответственно делам евреев Всевышний управляет творением в целом и нашим народом в частности.

Желание Всевышнего состоит в том, чтобы правление творением зависело от народа Израиля, что также указывает на величие нашего народа. Такое правление началось в момент исхода из Египта, с первой заповеди, данной Израилю: «Этот месяц для вас», которая означает: вы будете устанавливать месяцы, и по вашему слову устанавливаются праздники и годы.

Начало Торы – в заповеди «Этот месяц для вас»

В свете сказанного можно дать другое объяснение вопросу раби Ицхака (почему Тора не начинается с заповеди «Этот месяц для вас»). Дело в том, что эта заповедь по сути своей – начало Торы, начало правления Всевышнего в соответствии с Торой, то есть соответственно делам Израиля, тому, как он исполняет Тору и заповеди. Такое управление миром коренным образом отличается от правления с Небес, существовавшего от начала сотворения мира и до исхода из Египта, основанного на милости Всевышнего. И потому было бы логично начать Тору с этой заповеди, в которой выражается цель творения – передача управления мирозданием Израилю.

И только для того, чтобы другие народы не предъявляли обвинение «Грабители вы!», Тора начинается со стиха: «Вначале сотворил Б-г небо и землю», – чтобы сообщить им, что «по воле Его она (земля) дана вам, и по воле Его она отнята у вас и отдана нам». Урок этот, преподанный другим народам, касается также евреев: хотя у нас в руках и находится часть правления творением, мы должны помнить, что Всевышний – единственный его Хозяин.

Месяц Нисан – начало правления

В свете сказанного мы можем понять несколько вещей, связанных с месяцем Нисан. Первое Нисана – Новый год для царей Израиля [для отсчета лет их царствования: в этот день наступает следующий по счету год, даже если новый царь получил свой титул только вчера] (Рош а-шана 3а). Цари – это посланники народа Израиля. Поэтому годы царства отсчитываются, начиная с месяца, в котором евреи сформировались как народ и началось управление миром соответственно нашим делам.

Также и ханукат а-Мишкан – освящение переносного Святилища в пустыне – происходило первого Нисана; хотя строительство его было закончено еще в Кислеве, Всевышний ждал новомесячья Нисана. Ведь задачей Святилища было водворение Шхины в среду Израиля, а это как раз зависит от дел нашего народа. Когда народ Израиля согрешил, он не был достоин пребывания Шхины. Поэтому день, избранный для освящения Мишкана – новомесячье Нисана, то есть день, в который водворение Шхины в среду Израиля в частности и управление творением в целом стали зависимыми от действий еврейского народа.

И не только это, но и все, что связано с народом Израиля и его святостью, начинается в месяц Нисан, как, например, отсчет трех праздников, в которые все евреи приходят в Храм (Песах, Шавуот, Сукот). Новомесячье Нисана является также Новым годом для трумат а-шкалим – обязательных пожертвований на животных для жертвоприношений (Рош а-Шана 7а): с этого дня начинают приносить животных, купленных за счет трума хадаша – новых пожертвований.

В этот день начинается новый цикл службы в Храме, и, как уже говорилось, посредством этой службы Всевышний водворяет Свою Шхину внизу. Ведь это – период, когда начинается обновление связи между Всевышним и Израилем, зависящей от дел нашего народа.

Израиль подобен луне

Следует также объяснить, почему заповедь освящения месяца передана посредством луны...

читать дальше