Наверное только старожилы помнят, что этот странный дом, расположенный в историческом центре города Пензы, на перекрестке улиц Володарского и Горького, имеет собственное название. Когда-то его называли "Немецким домом".
Я узнал об этом от своей бабушки, которая жила в доме напротив. Возможно, я когда-нибудь расскажу и о нем — это не менее интересно, — хотя ему повезло меньше, потому что его снесли, и ни одной его фотографии у меня не сохранилось.
Но вернется к главному герою этой публикации.
Почему же его называли "Немецким домом"?
В детстве я от кого-то слышал, что в этом доме жили немецкие специалисты, работавшие на "Велосипедном заводе".
"Велосипедным" этот завод стал называться уже в советские времена, а до революции он назывался "Трубочным". Только выпускал он не трубы, а дистанционные взрыватели для снарядов, которые тогда называли "трубками".
В культовой советской кинокомедии "Свадьба в Малиновке" у героя по прозвищу "Яшка-артиллерист", сыгранного Михаилом Ивановичем Пуговкиным, есть присказка: "Батарея, к бою! Трубка — пятнадцать, прицел — сто двадцать. Батарея, огонь!". Это как раз о тех самых дистанционных трубках.
После Первой мировой войны, в которой Россия и Германия потерпели поражения, эти две страны стали сотрудничать в военной сфере, потому что немцам запретили иметь нормальную армию и производить современное оружие. Вот они и занимались этим в Советской России.
Еще лет 15 назад я встречал в интернете упоминания о том, что немецкие специалисты действительно помогали советским в производстве боеприпасов, в частности снарядов для орудий. А потом такие публикации почему-то исчезли.
Так что немецкие специалисты вполне могли работать на "Велосипедном заводе", создавая там новые взрыватели и снаряды. Ну и жить в том самом "Немецком доме". По крайней мере до прихода в 1933 году в Германии к власти Гитлера, после чего советско-германское сотрудничество в военной области было свернуто.
Кстати, в связи с этим хочу поделиться еще одной своей версией. В начале Великой Отечественной войны оказалось, что много бронебойных снарядов, поступивших в Красную армию, не способны поражать немецкие танки, так как они бракованные — у них перекалены сердечники, которые поэтому раскалываются о броню.
Я не исключаю, что это следствие саботажа или диверсии с участием немецких специалистов, или завербованной во время их работы на советских предприятиях немецкой агентуры.
Но у меня есть и еще одна легенда о том, почему этот дом могли назвать "Немецким домом".
В начале 1930-х, когда на Западе разразился экономический кризис, в СССР приехала большая группа немецких архитекторов во главе с Эрнстом Майем. Они проектировали и строили дома в Харькове, Перьми, Магнитогорске и других городах. И именно в том же самом стиле, в каком выполнен "Немецкий дом".
Но потом у немецких архитекторов произошел конфликт с советской властью. Советская власть требовала, чтобы архитекторы творили в стиле монументализма, а архитекторы хотели стоить дешевые и функциональные "социалистические города", чтобы обеспечить всех советских рабочих и крестьян качественным и комфортабельным жильем. В результате часть из немцев покинула СССР, а оставшиеся вскоре были репрессированы. Поэтому о том, что они у нас что-то строили, вспоминать было не принято.
В кинофильме "Экипаж машины боевой", сюжет которого основан на реальном боевом эпизоде, показана танковая дуэль между Т-34 с позывным "Пенза" и немецким танком, командир которого неплохо знает русский язык.
Когда я впервые смотрел этот фильм, то почему-то у меня возникло ощущение, что немецкий танковый ас мог быть среди тех немецких специалистов, которые до войны работали на Пензенском велосипедном заводе и, возможно жили в "Немецком доме".