Начало истории здесь.
Предыдущий кусочек истории здесь.
Старший из выживших сыновей Роже де Монтгомери родился где-то между 1052 и 1055 годами. Во всяком случае, он был посвящён в рыцари в 1073 году (в 18-20 лет, нормально), причём не кем-нибудь, а лично его величеством Гильомом (Вильгельмом), королём Англии и герцогом Нормандии. Посвящение это произошло в боевой обстановке, во время осады замка Френсай в графстве Мэн.
В 1077 году наместником Нормандии и графом Мэн считался старший сын Гильома Завоевателя Робер Куртгёз (Коротконогий). Так вот, этот Робер обиделся на отца из-за того, что тот не давал ему реально управлять герцогством и графством, обиделся на младших братьев из-за того, что они вылили на него ночной горшок, и поднял мятеж. Может быть, принц Робер на такое дело сам бы и не решился, но его подзуживали друзья, компания молодых аристократов, заводилой в которой был как раз Робер де Монтгомери.
Мятеж был не на шутку. Стоит сказать о том, что в сражении при замке Жерберуа был ранен сам король.
Но всё-таки отец с сыном примирились в 1079 году. Заодно был прощён и Робер де Монтгомери, всё-таки его отец был дружен с Завоевателем. Тем не менее король Гильом взял Робера на заметку, и когда тот стал сеньором Беллема, разместил в его замках герцогские гарнизоны. Так, на всякий случай. Роберу это не понравилось, но тут уж король-герцог был в своём праве.
Да, Мабель де Тавлас, мать Робера была убита в конце 1077 года. Принадлежащая ей сеньория Беллем перешла к старшему сыну. Так он стал Робером Беллемским. Кстати, это так говорится – Беллем, но на самом деле в эту сеньорию входили, кроме Беллема ещё города Алансон и Домфрон с прилегающими территориями, неслабое владение само по себе.
В 1087 году умер Гильом Завоеватель. Он завещал старшему сыну, Роберу Коротконогому Нормандию, а среднему, Гильому Красному, – Англию.
Робер Беллемский восстал против них обоих.
Сначала он прогнал из своих замков герцогские гарнизоны, знал, что новый герцог, друг его юности это проглотит, хоть доволен и не будет. В то же время он принял участие в заговоре против Гильома Руфуса с целью этого самого Робера Куртгёза посадить на трон Англии. Смысл был в том, что Руфус обладал очень жёстким характером, а при Куртгёзе графы и лорды смогли бы творить, что хотели.
Участие в заговоре в данном случае – совсем даже не высокоумные разговоры. Робер де Монтгомери с сильным отрядом переправился в Англию и захватил там мощнейший замок Рочестер.
Однако королю Англии удалось подавить мятеж. Даже отец Робера Беллемского перешёл на сторону короля. В руках мятежников только один Рочестер и остался.
В конце концов пришлось сдаваться. Король Гильом был в гневе, но, благодаря заступничеству отца Робер смог получить более-менее мягкие условия капитуляции.
В общем, отправился он обратно в Нормандию. Случайно так получилось, что на одном корабле с Анри (Генрихом), младшим сыном Гильома (Вильгельма) Завоевателя.
А в Нормандии Одо, епископ Байё, уже настроил Робера Коротконогого соответствующим образом. Если Робер де Монтгомери так просто отпущен королём Англии восвояси после всех подвигов, значит, перешёл на его сторону. А младший брат – тоже эмиссар Гильома Красного, не иначе.
В общем, обоих по прибытию взяли под белы ручки и заключили под стражу.
Тут уже возмутился папа Робера Беллемского, могущественный граф Шрусбери. Он переправился в Нормандию и вынудил Робера Куртгёза освободить его сына. Правда, в ходе военных действий герцог захватил принадлежавший семье Монтгомери замок Сен-Сенери и так его и не вернул после перемирия, но это уже мелочи.
Хотя и не совсем. Ладно, немного подробнее насчёт этого Сен-Сенери.
Граф Роже приказал коменданту замка Роберу Куореллу сопротивляться до последнего. Тот и сопротивлялся, но замок всё-таки удержать не смог. Разъярённый таким упрямством герцог приказал за верность сюзерену Куорелла ослепить, а защитников замка изувечить.
Что обидно, Робер Коротконогий замок Сен-Сенери не для себя отобрал у Монтгомери, а передал его Роберу Жируа, их врагу. Так как-то.
Робер Беллемский продолжал творить в своих владениях всё, что хотел. Ради денег, а иногда и просто из спортивного интереса притеснял всех подряд – и крестьян, и горожан, и священников, и местных рыцарей. Сумел выделиться своей жестокостью даже среди нормандских сеньоров, которые все были далеко не ангелы. Жаловаться на Робера было некому, герцог был ему не указ, а выше инстанций не существовало. До того дошло, что город Домфрон…. Впрочем, об этом чуть ниже.
В политическом смысле герцог Роберу был не указ, на герцогские указы, извиняюсь за тавтологию, сеньору Беллема было плевать. Тем не менее, два Робера, друзья юности снова как-то сошлись, Монтгомери стал ближайшим советником герцога, а когда против последнего в 1090 году восстал город Руан, участвовал в подавлении мятежа не за страх, а за совесть и тоже конечно прославился выдающейся жестокостью по отношению к восставшим.
В 1092 году Робер Монтгомери осадил замок своего врага Ришара де Курси, и тут герцог – любезность за любезность – помог ему с войсками. Прямо идиллия.
Но в этом же году, 1092-м, случился казус с Домфроном, и герцог не стал почему-то другу помогать. А с Домфроном вот что было. Горожане, доведённые до крайности поборами и несправедливостями Робера Беллемского, пригласили к себе Анри Боклерка, младшего сына Завоевателя, сдали ему по-тихому город и замок и стали жить-поживать под его властью, может и не вот как шикарно, но всяко лучше, чем при Монтгомери.
Робер Беллемский у будущего короля отобрать обратно Домфрон так и не сумел. Никогда. Поэтому Анри Боклерк стал его злейшим врагом.
У этого Анри, который Боклерк, тоже были свои проблемы. В конце 1080-х он купил у Робера Куртгёза за три тысячи фунтов полуостров Котантен и округ Авранш и стал как бы графом этих территорий. Но в 1092 году старшие братья у него все владения просто-напросто отобрали. Путём хитроумных интриг Боклерк сумел-таки вернуть себе большую часть Котантена, но не всю. Конечно, был обижен на всех, так что, когда ему подвернулся Домфрон, отказываться не стал.
Робер Беллемский в эти годы более или менее верно служил герцогу Нормандии. Но герцог его пару раз обидел. Робер надеялся, что ему достанется замок Эксм, но Куртгёз передал его другому сеньору. В 1093 году Робер Жируа поднял мятеж против герцога. Тот мятеж подавил, отобрал у Жируа замок Сен-Сенери, но вместо того, чтобы передать его Роберу Беллемскому, через некоторое время вернул его бунтовщику.
Поэтому в 1094 году Робер де Монтгомери написал королю Англии и обещал сдать замки, находящие под его контролем, если король надумает вторгнуться в Нормандию. То есть как бы подстрекательством занялся. Но что-то не сложилось.
В том же 1094 году умер Роже де Монтгомери Великий, отец Робера. Робер, как старший сын, получил в наследство исконные владения рода, то есть те, которые находились в Нормандии. Земли и замки в Англии и в Уэльсе были разделены между младшими братьями.