Найти в Дзене
Книжный имаджинариум

Достойный соперник Канта на интеллектуальном поле Германии: Иоганн Георг Хаманн

«Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия» - говорил соотечественник нашего героя, поэт Новалис. Характер Иоганна Хаманна воспитывался в пиетистской семье из города Кенигсберга (теперь - Калининграда) Восточной Пруссии.
Пиетизм как одно их ответвлений в лютеранстве предполагал более углубленную и искреннюю личную веру для обретения Божьей благодати. Это не мешало
  • «Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия» - говорил соотечественник нашего героя, поэт Новалис. Характер Иоганна Хаманна воспитывался в пиетистской семье из города Кенигсберга (теперь - Калининграда) Восточной Пруссии.

Пиетизм как одно их ответвлений в лютеранстве предполагал более углубленную и искреннюю личную веру для обретения Божьей благодати. Это не мешало проявлению излишней эмоциональности и даже истеричности в поведении. Таким и стал Иоганн Хаманн, «опьяненный Богом», как его называли немецкие критики.

Иоганн Георг Хаманн (1730 - 1788)
Иоганн Георг Хаманн (1730 - 1788)

Человек XVIII века, он оказал влияние на романтиков из литературного движения Sturm und Drang («Буря и натиск»), включая самого Гете, и немецких иррационалистов (ранний Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше). Он был учителем великого Гердера. Одним из первых он раскритиковал методы познания Иммануила Канта и его главный труд жизни: «Критику чистого разума». До конца жизни Кант находился в натянутых отношениях со своим соседом и не мог простить ему средневекового обскурантизма и религиозного фанатизма.

Учение Иоганна Хаманна

Попробуем кратко изложить основные моменты учения Иоганна Хаманна.

  • Немецкий мыслитель утверждал приоритет веры над разумом. В основе всего лежит личное взаимоотношение человека и Бога. Для Бога важен человек в своей целостности, при всех своих пороках и недостатках. Так Хаманн сочетал глубокую религиозность и излишний гедонизм. Известно из его биографии, что он проживал с домашней служанкой, увлекался вином и был приличным едоком. При этом считал современное ему христианство настоящим язычеством.
  • В основе человеческого познания лежат чувства. Невозможно познать окружающий мир логически, а только с помощью опыта (личного и общественного). Все рационалисты, начиная с Декарта и Лейбница, и заканчивая Кантом, глубоко неправы, измышляя свои рациональные системы познания мира и придумывая априорные схемы прогресса человеческого рода.
-2

Хаманн не мог терпеть никаких умозрительных абстракций. С детства он невзлюбил математику и астрономию. При этом владел восемью языками и знал наизусть Библию. Он писал Канту:

«На самое лучшее философское доказательство я смотрю, как чувствительная девушка смотрит на любовное письмо – с радостью, но с подозрением».

Хаманн был патриотом, но не Германии, а Пруссии.

«Я восточный пруссак, не больше и не меньше».

Хаманн не мог принять автократов и бесчисленных немецких князей за самостоятельную силу. Он искренне сочувствовал немецким крестьянам и критиковал тех, кто вздумал их поучать, как им надо жить.

Восхищался Фридрихом Великим как полководцем, но терпеть не мог

«бездушную социальную машину», в которую превратилась его страна, направляемая «арифметиками» от политики,- французами и голландцами».
Король Пруссии Фридрих Великий (1712 - 1786)
Король Пруссии Фридрих Великий (1712 - 1786)

1. В области теории языка Хаманн провозгласил, что не существует объективной структуры реальности, отражением которой мог бы служить «логически совершенный язык».

Единого универсального языка не было и не будет. Невозможен идеальный перевод между различными грамматиками и словарями. Поэтому невозможно понять речь людей, исходя только из грамматических правил. Это возможно через акт «вчувствования» ( sich hineinfühlen ) . Люди способны понять друг друга с помощью коммуникации между конкретными индивидами. Единого набора слов или произведений искусства, понятных всем и каждому, не существует.

  • Иоганн Хаманн оказал большое влияние на немецкую философскую мысль, литературу и лингвистику. Его глубокий иррационализм и неистовая вера послужила, тем не менее, незаметным мостом к тем ужасным практикам и экспериментам, против которых так яростно и выступал кенигсбергский мыслитель.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!