Пожалуй, финальным и самым главным сражением 1945-го года будет битва за Берлин. Тогда немцы несмотря на всю свою отчаянную оборону, на неоднократные атаки согласно советским военным донесениям, в итоге не выдержали удар трех советских фронтов, и были разгромлены.
Однако, надо сказать, что несмотря на заключительный характер боев, их накал бы все таким же, если местами не переходящий грани прошлого. Собственно, особенно были высоки потери в танковых войсках РККА, и за две недели боев части Красной армии по официальным данным потеряли 1997 танков и САУ. Стоит также добавить, что скажем 1-я гвардейская танковая армия в боях с 16 по конец 19 апреля потеряла 123 танка Т-34 в совокупности, а из них 93 машины безвозвратно. В совокупности потери составили 214 безвозвратно потерянных танков Т-34, а также 18 потерянных танков ИС-2. Всего же армия потеряла 265 единиц техники с 16 апреля по 2 мая 1945 года.
Из них, большинство безвозвратно потерянных это танки Т-34, однако это достаточно логично, ибо в составе армии было два полка тяжелых танков ИС-2, но и их потери в итоге приблизились к 50%. Однако, в боях за Зееловские высоты, как было сказано выше, из 123 безвозвратно потерянных танков было 93 танка, а это 75 процентов всей техники. То есть, на каждый подбитый танк приходилось три уничтоженных. Картина крайне тяжелая, и с чем она может быть связана?
Прежде всего с тем, что 45-мм броня советского танка, несмотря на рациональный наклон безнадежно устарела. Немецкие основные противотанковые орудия Pak -40 калибром в 75-мм спокойно пробивали советские танки на дистанциях в 1-1.5 км, тем более на дистанциях контактной схватки советским танкистам приходилось крайне тяжело. Также немцы активно использовали кумулятивные гранаты в фаустпатронах, они вызывали кумулятивной струей и взрыв боекомплекта. Но именно этот самая боеукладка и одной из причин безвозвратных потерь в советских танках. Дело в том, советских танках не использовалось новшество, которое позволяло избегать взрыва боекомплекта – “мокрая” укладка снарядов. Кроме того, была и другая серьезная проблема: расположение топливных баков в боевом отделении танков, и несмотря на то, что использовался дизель, который якобы был не таким взрывоопасным как бензин, он также приводил к тому, что количество безвозвратных потерь была значительна.
Разгром противника был обусловлен высокими потерями в танковых войсках, связанных также и городскими битвами. В городских сражениях танки Т-34-85 уже не могли пользоваться маневренностью, а значит становились легкими целями для немецких истребителей танков.