Питер Пауль Рубенс (1577-1640) известен многим. Его картины невозможно перепутать, они всегда говорят нам о том, кто их автор. Все дело в отличительных особенностях его творчества, в стиле, цвете, рисунке, сюжете. Все складывается в сочную и крайне эмоциональную картинку, которая порой поражает воображение и заставляет поверить в реальность происходящего.
Детство и юность
История детства Рубенса интересна. Отец Питера, Ян Рубенс, был юристом. Как-то так вышло, что Ян сошелся с Анной Саксонской, женой принца Оранского, в результате чего загремел в тюрьму, а Анна получила ребенка. Мать Питера Рубенса, Мария, была поистине божественной женщиной: мало того, что она простила неверного супруга, так она к тому же всеми силами пыталась вызволить его из тюрьмы, отправляя многочисленные жалобные письма с просьбой освободить Рубенса-старшего. Мария внесла залог для освобождения мужа, усердно работала для обеспечивания семьи, занималась огородничеством и сдачей комнат. Пока ее непутевый муж не имел права работать юристом, все семейные дела легли на ее хрупкие плечи. В последствии, когда Анна Саксонская умерла, преследование Яна Рубенса прекратилось, он вернулся в лоно католической церкви и вновь работал юристом. Денежные дела немного налаживались. Они вернулись в Кёльн.
Рубенс жил в бедности. С переменным успехом своего отца. В 1587 году умер отец Рубенса, мать с детьми вернулась в Антверпен.
1590-1600 – годы ученичества в Антверпене, где Рубенс обучался у нескольких мастеров.
1600-1608 – поездки в Италию и Испанию. В Италии Рубенс смог познакомится с шедеврами эпохи Возрождения. Микеланджело, да Винчи, Тициан произвели неизгладимое впечатление на мастера. Но больше всего его поразил Микеланджело.
Благодаря тому, что Рубенс в течении всей своей поездки копировал флорентийское искусство, мы можем увидеть те произведения искусства, которые были потеряны или же уничтожены.
Особое внимание отдавал работам Тициана, где цвет стал превалировать над рисунком. А у Микеланджело наоборот, рисунок – главное в картине. И именно Рубенс смог соединить цвет и рисунок, не отдавая предпочтение чему-либо.
Развитие творчества
Испания
В 1603 году мантуанский герцог решил преподнести подарок испанскому королю. В подарок были выбраны несколько картин, перевозку и вручение которых поручили Рубенсу. Во время поездки картины сильно испортились, полотна надо было срочно реставрировать. Естественно, Рубенс собственноручно выполнил работу, восстановив многие копии. А некоторые картины ему пришлось рисовать заново. В общем, правильного человека выбрал мантуанский герцог для своей миссии: Рубенс превосходно справился с задачей в кратчайшие сроки. Премьер-министр герцог Лерма был удовлетворен работой.
Портрет герцога Лерма напоминает картину Эль Греко, работы которого Рубенс увидел в Испании.
Если сравнить две картины, замечаешь талант изображения людей и животных у Рубенса, а также его некоторую помпезность. Посмотрите на коня, который выполнен более тщательно, нежели у Эль Греко: роскошная грива, великолепная упряжка с множеством деталей, прописанные мускулы и взгляд. Какой взгляд! И он направлен прямо на зрителя, в отличие от коня Эль Греко. Герцог Лерма на картине Рубенса как будто приподнят над зрителем, как на многих его других картинах.
В Испании Рубенс занимался копированием, в основном, Тициана, Рафаэля и Микеланджело.
Италия
В период итальянского творчества (примерно с 1605 по 1608) Рубенс создает многочисленные копии и зарисовки с античных и современных художников и скульпторов. Он совершенствовал свои навыки и создавал собственную коллекцию произведений искусства: вряд ли он увидел бы еще раз работы античных мастеров, поэтому необходимо было подчерпнуть все самое важное, запомнить детали и сюжеты.
Многочисленные копии Рубенса дают нам возможность познакомиться с теми картинами, которые не дошли до нас.
Интересно развитие придворного портрета. Заказные портреты аристократии стали эталоном барочного портрета. Нейтральный фон, интерес к самому портретируемому, подчеркивание социального положения с помощью одежды, аксессуаров, мелких деталей. Рубенс создавал портреты по своим собственным канонам изображения, уделяя особое внимание жестам, позам и взгляду портретируемого. С помощью языка тела и одежды он изображал принадлежность к высшему обществу, показывал социальное положение героя картины.
Рубенсу очень нравилась атмосфера римской жизни: его привлекали роскошь, богатство и достаток, интриги и сплетни при дворе, соперничество между художниками. Жизнь бурлила в Риме, а как мы помним, где движение, там Рубенс. Поэтому он стоял на перепутье: остаться в Риме или уехать в Антверпен, Фландрию или Брюссель?
В 1608 году он принимает решение остаться Антверпене: там его работы бесспорно будут востребованы и знамениты, в отличие от Рима, где ему придётся добиваться славы, обходя Гвидо Рени и Аннибале Каррачи. Возможно, Рубенс испугался соперников, а возможно ему хотелось быть первым среди первых именно на родине.
Антверпен
Эрцгерцог назначает Рубенса придворным живописцем, окружающие признают в нем великого художника и гения, он становится популярным и востребованным: каждый уважающий себя человек хочет получить портрет кисти Рубенса.
В 1609 году Рубенс женится на Изабелле Брант – восемнадцатилетней девушке, дочери секретаря городского суда Яна Бранта, с которым Питер Пауль был хорошо знаком.
1609 год, картина «Поклонение волхвов» и 1610 год, «Воздвижение Христа». Казалось бы, временной промежуток между созданием картин всего год с небольшим, но какое колоссальное отличие в стиле и изображении.
В «Поклонении волхвов» видно влияние Караваджо. Темные тона, свет, исходящий не от физического источника, а откуда-то изнутри. Тела похожи скорее на идеально созданные скульптуры, они статичны, а складки одежды написаны с четкой академической точностью, но от этого менее реалистичны.
Картину заказал магистрат Антверпена, решив украсить городскую ратушу. Заказ получили два художника – Рубенс и Абрахам Янсенс. Рубенс, азартный человек, любил соперничать и доказывать всем свое исключительное мастерство, был немного опечален тем, что картина Абрахама Янсенса тоже понравилась магистрату. Поэтому ему было необходимо в скором времени создать что-то такое грандиозное и гениальное, чтобы ни у кого не было сомнений в его первенстве и непревзойденном таланте.
И вот, настоятель церкви Синт-Валбург заказывает ему триптих. Кстати, на деньги, которые ему обещают выплатить за работу, можно было безбедно существовать не один десяток лет.
Совершенно отличная по технике и мастерству работа, если сравнивать с «Поклонением волхвов». Наглядно видно, как за малое количество времени талант Рубенса достигает наивысших высот.
Движение в картине абсолютно везде, в отличие от «Поклонения волхвов», где это было незначительным, второстепенным. В "Воздвижении Христа" появляется любовь к жизни, энергия и страсть, которую изображал Рубенс в своих работах.
Сразу видно влияние Микеланджело –мускулы, детальная прорисовка каждого участка тела, а также влияния Тинторетто с его театральностью и яркой передачей эмоций. Говорят, что эта картина указывает нам на сильное итальянское влияние, но в то же время это начало отхождения от него, ведь именно здесь начинает проявляться любовь Рубенса к передаче жизни, которая не может остановиться.
Слава и признание
Мастерская
В 1611 году Рубенс приобрел участок, построив там особняк. Художник сам нарисовал детальные планы будущего дома, неустанно руководил строительством, постоянно проверяя выполненную работу. Ему было важно то, как особняк будет выглядеть внутри, а не снаружи. Возможно, Рубенс хотел тем самым усилить впечатление от интерьера.
Рубенс открывает собственную мастерскую, ибо заказов было так много, что он не успевал их выполнять.
Мастерская для Рубенса значила очень многое. Это его дом, его семья, дело жизни, которое занимало все его свободное время.
У него были помощники. Причем, это были не только ученики, а вполне себе знаменитые художники, которые работали под одной крышей. Это был Ян Брейгель по прозвищу Бархатный, Франс Снейдерс – мастер натюрмортов и анималистики, Пауль де Вос, Ян Вильденс, Люка сван Юден и Антонис ван Дейк.
У Рубенса была задача – рисовать эскизы. На деревянных досках он создавал основу, главную идею композиции. И уже потом преданные мастера и ученики аккуратно переносят эскиз на холст, добавляя пейзаж или другие детали.
Кто-то из учеников и мастеров специализировался в более узком жанре, например, изображал пейзажи и задний фон, а кто-то переносил эскизы Рубенса на полотно. Заказов у него было слишком много, и без учеников он физически не смог бы все их выполнить. Обычно Рубенс самостоятельно рисовал только то, что интересовало его, преимущественно, сюжет и действующих лиц; все остальное – задний фон, натюрморты, какие-то немногочисленные детали дорисовывали его ученики. Его интересовала только сама суть картины, и когда он заканчивал с передним планом, работа сразу переставала его интересовать. Это видно в некоторых его портретах, например, жены или Марии Медичи: задний фон кажется как будто недоделанным и недорисованным, зато само изображение портретируемого вызывает восхищение.
Творческая деятельность
Примерно с 1610 по 1620 Рубенс создал множество картин на религиозную тему, используя обнаженную натуру, тем самым выделяясь среди множество других религиозных сюжетов. Тела у него не смуглые, как было принято в итальянском искусстве, и не молочно-белые, свойственные фламандскому искусству, а скорее розоватые, более живые и пышущие здоровьем.
Обычно на створках триптиха изображали заказчиков или же те события, которые связаны с центральным изображением, т.е. одного и того же времени. Рубенс же изобразил на створках прошлое, как будто книгу написал: вот что было, а что есть сейчас. На створках изображены сцены встречи Марии с Елизаветой и обрезание.
Художник начинает изображать пышнотелых роскошных женщин, которые являются главной отличительной особенностью творчества Рубенса.
Красота тела у Рубенса особая. Мужчины мускулистые, хорошо сложенные и широкоплечи. Женщины – совсем другое дело.
Рубенс восхищается женской красотой, но изображает по-своему, создавая собственный идеал, отличный от идеалов итальянского искусства. Сама фигура тяжелая и мясистая, ноги длинные, спина широкая, небольшая грудь. Для современного человека такое представление рубеновской красоты кажется абсолютно неидеальным. Поэтому картины Питера Пауля Рубенса и узнают по слишком большим и полным дамам. Красиво это или нет - дело каждого, но в понимании Рубенса такая большая и полная красота несла в себе особый смысл.
Многие исследователи творчества Рубенса предполагают, что пышные формы художник изображал для того, чтобы передать благодать и достаток, отсутствие болезней, полное изобилие природных ресурсов и соединение с природой.
Женщины у Рубенса являются частью природы, они не совершенные, здоровые, наполненные жизнью. Каждая складка, морщинка – это движение и энергия, а значит, жизнь. Ведь персонажи у него не могут быть статичны, идеальны, замкнуты и каноничны.
Непродолжительное время увлекался изображением охоты. Животные на картинах невероятно реалистичные, в трудных, практически нереальных формах, таких объемов и так тщательно прорисованы, что порой кажется картина оживет, и начнется реальная битва.
В 1636-1638 годах Рубенс вдруг открыл для себя природу и пейзаж. Он писал пейзажи и в начале своего творческого пути, но они были не особо популярны и не сильно интересовали художника.
На многих работах Рубенса, пейзажи в основном рисовали его ученики: художнику было интересно только действие, герои и общий замысел картины. Добившись своих целей, он прекращал работу. Или же, как на многих портретах, фон был смазан и как будто не дорисован. Но именно в этот период творчества природа перестает быть задним фоном, она становится на передний план. Рубенс рисует пейзажи. Но опять-таки, главное – движение, поэтому порывы ветра, движение рек, облаков – все эти природные явления Рубенс мастерски изображает в естественном движении. Пейзажи не статичны, они изменчивы и живы. И невероятно красивы.
А что с личной жизнью?
Рубенс был довольно скрытной личностью, несмотря на активное участие в политической жизни и постоянные разъезды в разные страны.
Как я писала выше, его первая жена была дочерью секретаря городского суда Яна Бранта. Восемнадцатилетняя скромная девушка пленила Рубенса. В тридцать два года он женится на Изабелле. И пишет двойной портрет себя и юной невесты. В тени деревьев, счастливые и безмятежные, сдержанные и непринужденные, как будто это не тщательно прорисованная картина, а мгновенная фотография.
Изабелла родила Рубенсу троих детей. Два сына – Альберт и Николас – и дочка Клара-Серена, которая ушла из жизни в двенадцатилетнем возрасте из-за болезни.
Умерла Изабелла в 1626 году от чумы. Сведений о ее жизни практически нет – она была очень скрытной, неприметной, жила мужем и детьми. Тем не менее, читая те немногочисленные письма Рубенса к своим друзьям, мы понимаем, с какой нежностью и теплотой Рубенс относился к своей жене, как искренне горевал о преждевременной кончине Изабеллы.
Какой реалистичный портрет! И совершенно не свойственен творчеству Рубенса. Нет пышности, важности и роскоши. Нет богатых одеяний и высокомерных взглядов. Только портреты дают нам немного понять, какой была первая жена Рубенса. Тут и скромность, и доброта, и какая-то грусть в глазах, от которой невозможно оторваться. Прекрасный портрет, если задержать на нем взгляд и хорошенько рассмотреть.
После смерти жены Рубенс занимается политическими делами, ненадолго забрасывая живопись.
В 1630 году Рубенс женился вновь, на Елене Фоурмен. Ему было 53, ей – 16, и этот, по правде сказать, странный брак, был таким же счастливым и безмятежным, как и первый. Елена родила ему пятерых детей.
И вот Рубенс пишет вновь! Свою вторую жену он боготворит, детей он обожает, а его творческая деятельность постепенно возвращается в его привычную жизнь.
О Рубенсе можно говорить до бесконечности, не хватит одной статьи, чтобы рассказать и показать все творчество фламандского гения. Великолепный колорист.
Движение было главным ориентиром творчества Рубенса.
И свет, который должен струиться из картин.
Восхищаясь цветом Тинторетто и рисунком Микеланджело, Рубенс в своем творчестве соединил мастерство изображения человека и невероятные цвета, создав удивительные шедевры искусства XVII века.