Найти тему
КРОСС клуб

Чувство безопасности и доверия к миру

Оглавление

Чувство безопасности — основа нашей личности. Как формируется такое чувство?

Это происходит на самых ранних стадиях развития, еще внутриутробно (примерно третий триместр беременности) и в первые 3–4 месяца после появления на свет.

После рождения ребенка мать и младенец гормонально и физически связаны между собой. И любое эмоциональное состояние матери, ее реакции на свою беременность, ее чувства и чувства других по отношению к ней влияют на ребенка, и он тоже реагирует на это.

Во время внутриутробного развития у ребенка уже начинает формироваться нервная система. Две основные реакции нервной системы — процессы возбуждения и торможения.

Если мать переживает стресс, то и ребенок внутриутробно переживает стресс. Если мать ребенка находилась в стрессовых условиях, болела, сталкивалась с нетактичным отношениям семьи к себе — это, конечно, влияло на ее самочувствие и здоровье.

Тогда малышу в этот момент тоже приходится несладко, он тоже ощущает опасность. И малыш по-своему пытается спрятаться. Как он это делает?

Сжимается. В нашем теле есть две реакции: на приятные для нас импульсы и стимулы мы реагируем расширением, распрямлением. А на плохие, наоборот, сжатием.

И вот малыш тоже сжимается, ему страшно за свою жизнь, и его организм начинает работать в режиме стресса. Тогда и происходит первая «запись» о небезопасности в теле и психике ребенка. Если это происходит постоянно, например хронический стресс у матери, тогда может сформироваться хроническое ощущение опасности.

Какие проблемы вероятны, если нет чувства базового доверия к миру?

  • В первую очередь отсутствие базового доверия к миру проявляется как страх перемен, нового опыта.
  • Люди, у которых сформирована базовая безопасность, быстро адаптируются к переменам и изменениям. А у тех, у кого были стрессы во внутриутробном возрасте, до конца не сформировалась адаптационная система. Тогда у таких людей во взрослом возрасте возможны проблемы с приспособлением к новым условиям.
  • Физиологическими симптомами может быть обильная потливость, пониженное давление, жалобы на холодные руки и ноги, замедление или, наоборот, учащение сердцебиение даже в покое. Вероятны жалобы на то, что человек не способен находиться долго в вертикальном состоянии, возможны нарушения желудочно-кишечного тракта. Такие люди плохо переносят холод.
  • Психологическими признаками может быть сверхконтроль за собой и окружающими людьми. Чрезмерное планирование — дотошное, до деталей. Повышенный уровень тревожности, страх перемен, неразвитые навыки коммуникации. Выстраивание отношений с другими людьми даются с большим трудом, чем остальным. Также есть чрезмерная осторожность.

Как привить ребенку чувство доверия и безопасности?

Во-первых, важно замечать ребенка. Понимать, какой он, и обязательно об этом ему рассказывать. Обращать внимание не на его ошибки, а на то, что у него получается. Замечать, какой он умный, активный, добрый, вдумчивый, щедрый, смелый и т. д.

То есть замечать такие проявления ребенка и говорить о них. Так как если родители об этом не скажут, то сам ребенок не поймет, какой он.

Это очень важно, потому что родители для ребенка — самые близкие и важные люди в первые годы жизни. Ребенок доверяет им и формирует свое мнение о себе соответственно с тем, что он о себе слышит от родителей.

И задача родителей, казалось бы, простая — заметить, какой у них ребенок и рассказать ему об этом. Причем замечать разные проявления ребенка и не запрещать эмоции, которые могут считаться плохими, например злость, гнев, грусть и т. д. Тогда ребенок будет понимать, какой он. Будет понимать, что с ним происходит.

Например, он будет знать: «Сейчас я веду себя так, как добрый или дружелюбный, а иногда как капризный, неприветливый. Сейчас я плачу, потому что мне грустно. Или я злюсь, потому что другой мальчик отобрал у меня игрушку».

У нас часто бывает так: когда ребенок послушный, добрый — считается, что он хороший. А если злится, испытывает гнев — это плохо и подавляется родителями. Но тогда ребенок не будет уметь защищать себя во взрослой жизни.

Если родители не научили проявлять свою злость и защищать себя, тогда любой может нарушать границы такого человека.

И тогда он будет позволять нарушать свои границы, будет работать сверхурочно, выполнять все домашние обязанности самостоятельно, не будет уметь сказать "нет". Другими словами, жить так, чтобы быть хорошим для других.

Будет ли такой человек чувствовать себя безопасно? Нет, и доверия к миру не будет.

Поэтому родителям очень важно познакомить ребенка с самим собой, при этом не подавлять его разные стороны и проявления.

Упражнение «Безопасное место»

Далее я поделюсь упражнением для саморегуляции, которое поможет справляться со страхом и стрессовыми ситуациями.

  1. Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте безопасное место на земле, которое вы когда-то посещали. Это должно быть реальное место, где вы чувствовали себя безопасно — вам было так хорошо, что вы были полностью расслаблены и наслаждались моментом.
  2. Это может быть какое-то место на отдыхе или воспоминание из вашего детства — у бабушки в саду, например. Или ваш дом, ваши кровать и подушки. Это тоже может быть безопасное место.
  3. Посмотрите вокруг. Заметьте, что с вами происходит. Почувствуйте ощущение тепла или какие-то другие ощущения в теле. Прочувствуйте их и пропустите через себя.
  4. Уделите этим ощущениям какое-то время и побудьте в том месте.

В моменты сильного страха или стресса мысленно представляйте себя в этом месте, чтобы справиться с ситуацией.

При стрессовой ситуации поднимается сильная тревога и организм пытается приспособиться к условиям. Но если стресс длится долго, то это может привести к болезни.

Поэтому для профилактики низкой стрессоустойчивости и предотвращения болезней важно иметь ресурсы, к которым можно обратиться в трудные моменты.

В том числе это поможет сделать упражнение «Безопасное место».

Кроме того, важно учиться выражать свои эмоции: через танец, спорт, гимнастику, рисование и т. д. Плюс, конечно, знакомиться с самими собой с помощью книг, психологии, тренингов и т. д.

Тогда вы будете себя хорошо знать, понимать и уметь правильно и бережно с собой обращаться.

Автор: Ирина Созонова, телесно-ориентированный психотерапевт, тренер КРОСС

#телесная терапия #психосоматика #психология #стресс #психологическое здоровье