Ещё каких-то шестьсот-семьсот лет назад европейцы считали селёдку самой плохой рыбой. Такое отношение она завоевала неприятным запахом прогорклого рыбьего жира и горьким вкусом. Ели селёдку нищие, да монахи, усмирявшие плоть.
Чудесное изобретение простого рыбака
Рыбаку из голландской деревни Биерфлинт по имени Виллем Якоб как-то пришла в голову мысль засолить селёдку. Он взял бочонок, стал в него укладывать рыбу штабелями и пересыпать солью. В 1390 году он привёз на рынок свою солёную сельдь, и она произвела фурор. Селёдка сразу завоевала популярность у состоятельных горожан.
В Голландии начали строить специальные корабли – логгеры для ловли сельди.
Даже балтийские пираты стали охотиться за уловом сельди, так как товар быстро уходил за хорошие деньги. Строить логгеры вскоре стали и другие морские державы, и любовь к селёдке распространилась по всей Европе.
Открытие сезона на ловлю сельди там считается национальным праздником. Первый бочонок малосольной селёдки нового улова купить невозможно ни за какие деньги, так как его дарят правящему монарху. Второй бочонок продаётся на аукционе, цена за него доходит до 30 000 евро. Традиционно эти деньги идут на благотворительность.
Отношение россиян к селёдке
Завозить в Россию сельдь начали в XYIII веке бочками. Позднее, при Николае I, в питерском порту можно было выбрать подходящий вариант по цене и по качеству. Примерно тогда же в сонниках стали писать, что увидеть селёдку во сне означает возможные неприятности в семейной жизни. Возможно, произошло это из-за того, что селёдка стала популярной закуской к крепким спиртным напиткам.
Кроме того, селёдка хорошо рифмуется со словом водка. В трактирах того времени посетителю было достаточно крикнуть половому: «Рифму!» - тот немедленно нёс рюмку водки и селёдку. Чёрный хлеб, на нём жирная селёдка и кружок репчатого лука сверху. Ещё в трактирах того времени стал популярен «пыж» - к рюмке водки подавали нанизанную на вилку небольшую варёную картофелину и сверху – кусочек сельди.
Сегодня выбор селёдочных изысков в магазинах огромен.
Вот так селёдка превратилась из еды нищих и монахов в деликатес.