Сегодня мы расскажем про бывший корпусозаготовительный цех № 2 канувшего в небытие судостроительного завода им. Кирова, в котором остались гнить не только ржавые станки, но и небольшой локомотив ТГК-2 и несколько автомобилей.
А помимо фотографий нынешнего состояния цеха мы также поделимся некоторыми историческими кадрами из альбома фотохроники завода.
Про сам судостроительный завод им. Кирова мы писали уже не раз, рассказывая в своих публикациях как про совсем уничтоженные постройки предприятия после очередного банкротства, так и про проданные в частные руки уцелевшие цеха, приспособленные под различные производства.
Материалов по этому предприятию у нас ещё много и мы постепенно расскажем ещё о многих его объектах.
Если кратко, то завод появился в первые годы Сталинской индустриализации, а в 1933 г. с его стапелей сошла первая серьёзная продукция - подводная лодка "Щука", а вскоре заводу было присвоено имя С. М. Кирова. В период Великой Отечественной Войны помимо кораблестроения здесь выполнялись самые различные заказы для фронта.
А в годы послевоенного восстановления на предприятии была проведена серьёзная реконструкция и введены в строй основные цеха. В частности в 1952 г. был построен корпусозаготовительный цех № 2, о котором и пойдёт речь в нашем посте.
В советское время завод выпускал суда промыслового, транспортного и научного назначения, а также товары для населения. Ряд судов, выпущенных заводом, был удостоен государственного знака качества.
Эти суда успешно несли свою службу по всему миру, а некоторые служат людям до сих пор.
Но теперь всё это в прошлом. Завод начал умирать в 1990-е гг., пережил первое банкротство в начале 2000-х гг. и окончательно прекратил свою деятельность в 2011 г., после обрушения крыши в основном стапельном конвейерном цехе.
Тогда же и встал этот цех, который ещё некоторое время снимали частники, частично используя некоторые его мощности.
Но время и отсутствие должного ухода сделали своё дело, и теперь здесь мало что пригодно для работы, хотя иногда сюда всё же заглядывают арендаторы и пользуются несколькими станками.
Среди груд металла этого полумёртвого цеха встал на свою последнюю стоянку неисправный тепловоз ТГК-2.
Эта модель тепловозов выпускалась Калужским машиностроительным заводом с 1960 по 1992 гг., а всего было произведено более 9100 локомотивов этой серии.
Такие тепловозы поставлялись не только в республики бывшего СССР, но и на экспорт в союзные государства.
Эти малютки были почти на каждом крупном заводе, имеющем развитое путевое хозяйство. Есть они на заводах и сейчас.
Также в цехе мы обнаружили грузовик "Амур" очень похожий внешне на один из самых массовых и узнаваемых грузовиков советского периода ЗиЛ-131.
Внутри не хватает деталей, многое поломано и вытащено.
А ещё здесь остался полуразбитый японский микроавтобус.
Рядом со всей этой техникой стоял судовой дизельный двигатель в весьма приличном состоянии.
К слову, неподалёку располагается завод по ремонту таких дизелей, о котором мы как-нибудь тоже расскажем.
Вообще корусозаготовительный цех № 2 это блок цехов, состоящий из трёх основных пролётов, вспомогательного цеха с верхним отделением под мастерские и трёхэтажного административно-бытового корпуса.
Основным предназначением цеха являлась первоначальная обработка и формовка листового металла, изготовление деталей и фрагментов судовых корпусов для дальнейшей сборки на стапелях.
Для этого цех был оснащён разнообразными прессами, гильотинными ножницами, вальцами и иным оборудованием для проведения соответствующий операций.
Почти всё оборудование дошло с тех пор до нашего времени.
Например, вот этот мощный 250-тонный пресс.
Таким он был раньше.
Вальцы для гибки корпусных деталей.
Но цех постепенно гниёт, ветшает и всё в нём покрывается ржавчиной, а вышедшее из строя оборудование превращается в надгробия советской промышленности.
Теперь требуются серьёзные инвестиции, чтобы как минимум починить крышу и окна для сохранения от сырости того, что пока ещё реально спасти.
Впрочем, большая часть оборудования уже годится только на металл. Например, механическая линия газоэлектрической резки металла с применением машин "Кристалл" с ЧПУ.
Когда-то эта высокотехнологичная линия была гордостью не только цеха, но и всего завода.
Сегодня она окончательно испорчена и непригодна для дальнейшей эксплуатации.
Да и появились более совершенные технологии, например лазерная резка металла. Хотя и машины "Кристалл" оказывается, тоже всё ещё выпускаются и пользуются спросом.
Была здесь ещё одна газорезательная машина "Смена 2М".
Такие устройства также до сих пор можно приобрести.
Конечно не мог этот цех обойтись и без встреченного автомата газированной воды из советского прошлого.
В коридор вынесена часть технической библиотеки и прочий хлам.
Раньше цех был красиво и богато украшен агитацией.
Но к нашему времени она не дошла по причине того, что попросту сгнила и развалилась от сырости.
Остался лишь небольшой стенда о ветеранах цеха.
Когда-то для строительства цеха-гиганта приходилось упорно "выгрызать" скалистый грунт из сопки.
Теперь же он гниёт в забвении и лишь иногда сюда заглядывают арендаторы.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.