Найти тему
Николай Секерин

Смысл фильма «Космическая одиссея 2001 года»

У многих зрителей классического кино до сих пор возникают вопросы о философском смысле фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Признаться, я и сам вникал в сюжет на протяжении минимум трёх повторных просмотров, а в конечном итоге ещё и полез за уточнениями в сеть.

Снятая в 1968 году, эта картина стала, по сути, основоположником в изображении Космоса и космических путешествий в кино. Суть, однако, здесь далеко не в фантастических перемещениях по галактике, а намного глубже.

Итак, по порядку:

(Внимание, спойлеры!)

Первые пятнадцать минут нам показывают бессловесное изображение дикой природы в далёком прошлом. Озаглавлен этот отрезок «на заре человечества». Стая обезьян добывает, как может, пропитание, пьёт воду и «выясняет отношения» с соседней стаей. Никаких признаков появления разума пока не наблюдается, и мы видим как будто трансляцию из серии «в мире животных».

Неожиданно посреди обезьян появляется таинственное нечто, чёрный монолит идеальной прямоугольной формы. Аудиоряд тут же заполняет жутковатый инфернальный мотив. После этого, обезьяна делает открытие первого орудия труда и начинается переход на новую ступень эволюции.

Таким образом, этот монолит - что-то вроде инопланетного артефакта, который, то ли свидетельствует о новом этапе развития человечества, то ли сам является его причиной.

Обезьяна ловит «инсайт», поняв, что из кости убитого животного может получиться отличная дубинка и в неистовстве машет ей и подбрасывает в воздух. Изображение цепляется за летящее вверх «орудие труда» и тут же мы перескакиваем к венцу развития человеческого ума, когда зависшая в воздухе дубинка сменяется космическим летательным аппаратом.

Так, в одно мгновенье проходит немыслимое, по человеческим меркам, количество времени от пещерного человека до людей в космосе и отсюда стартует следующий отрезок фильма.

Учёные астронавты прилетают на Луну для исследования таинственного инопланетного нечто, непонятно как сюда попавшего. Этим нечто снова является монолит, который тысячи лет назад сопровождал обезьян в их первых шагах к умственному развитию.

Инопланетный артефакт вновь объявляется в ключевой исторический момент. Теперь он ознаменовывает шаг человека в далёкий космос. А именно, в экспедицию к Юпитеру, откуда учёным удалось поймать сигналы, посылаемые на этот самый монолит.

Теперь следует наиболее внушительный отрезок фильма, происходящий на космическом корабле через полтора года после обнаружения монолита на Луне. Человечество снарядило экспедицию, миссия которой засекречена даже для самих космонавтов, пока они не прибудут на место.

На борту работают два бодрствующих члена экипажа, а остальные находятся в «спящем режиме» до конца пути. Помимо людей здесь имеет место и искусственный интеллект, компьютер Hell 9000.

На подступах к Юпитеру, это компьютер неожиданно выходит из-под контроля и решает «устранить» всех членов экипажа, которые, по его мнению, представляют угрозу. В живых остаётся лишь главный герой, астронавт Дейв, оставшийся один на один в поединке с компьютерной тварью, вознамерившейся бросить его умирать в открытом космосе.

I'm sorry, Dave, i'm afraid i can't do that

Этот момент знаменует собой противостояние и победу человека над искусственным разумом. Монолит появляется в третий раз, как очередной не то свидетель, не то сподвижник прорыва развития homo sapiens .

И наконец, финальная сцена, вызывающая больше всего вопросов. Прибыв на Юпитер, Дейв внезапно оказывается запертым в квартире, выполненной в роскошном стиле под старину. Краткими мгновеньями он видит самого себя через много лет, стариком и умирающим.

Эта квартира - некая специально оборудованная «клетка » для человека, как если бы он был экзотическим животным. Дейва поместили сюда таинственные представители инопланетного разума, владельцы монолита.

Для них время это такая же переменная как пространство и они как бы переносят человека из точки А в точку Б, где то, как он видит самого себя через много лет и при смерти подобно тому, что видит в щель ящика обезьяна, которую перевозят из Африки в Америку.

Финальная сцена, где умирающий Дейв тянется к появившемуся в четвёртый и в последний раз, монолиту, знаменует собой рождение сверхчеловека (Бога), которого инопланетный артефакт так же, не то сопровождает, не то отправляет сам, обратно на Землю в виде эфемерного зародыша.

Этим и завершается смысл фильма, рассказывающего нам о том, как таинственные инопланетные существа поэтапно делали из обезьяны человека, а из человека Бога.