Найти тему

Как солдат художником стал. Владимир Александрович Попов

Владимир Александрович Попов в своей мастерской. Фото с личного сайта художника.
Владимир Александрович Попов в своей мастерской. Фото с личного сайта художника.
Декабрь 2000 года. Тегеран. Восьмая Всемирная выставка Корана и каллиграфии, в которой принимают участие мастера каллиграфии высочайшего уровня. Единственный представитель от России по приглашению от Правительства Ирана с 25 работами начинающий мастер каллиграфии Владимир Александрович Попов. Ему на тот момент было уже 76 лет и он совсем не так давно открыл для себя новое направление в искусстве. Несмотря на статус " новичка" 76-летний мастер защитил честь страны. России в этом престижном конкурсе было присуждено почетное 2-е место.

Владимир Александрович Попов человек увлеченный и увлекающийся. И совсем не удивительно, что он заразился новым для себя искусством. Ведь арабская каллиграфия сама по себе невероятное явление и может пленить своим изящным кружевом из букв и слов, увлечь тайными смыслами.

Началось все с создания серии картин под громким названием "Шедевры культовой архитектуры всех времен и народов." Владимир Александрович в своих работах показал красоту христианского зодчества, мусульманских мечетей, буддийских храмов. Исламские мечети привлекали русского живописца, ему нравились орнаментальность украшений, арабская вязь. А однажды, увидев альбом с редкими, ещё дореволюционными образцами арабской каллиграфии, Владимир Александрович влюбился. А влюбившись, принялся за изучение сложного и прекрасного искусства. Помог ему в изучении каллиграфии известный казанский художник, каллиграф Назиб Наккашу. Трудное искусство Владимир Александрович осваивал с упорством достойного уважения и с огромным желанием учиться. Прошло немного времени и вот, уже выставка, не где-нибудь, а в Государственном музее искусства народов Востока, прошедшая с невиданным успехом.

Случилась эта выставка вроде бы случайно. Зашёл Владимир Александрович в музей, чтобы посмотреть тугры* старинных мастеров и не нашел таковых. А туграми Владимир Александрович увлёкся всерьез. Обратился к директору музея, показал свой альбом с работами по арабской каллиграфии, тугры и шамаили**. Директор пришел в восхищение и предложил выставку художнику. Выставка длилась почти месяц, хотя обычно такие выставки проходят в неделю-две. Это был успех и признание. А дальше слава мастера пошла по всему свету. Вот так, далёкий от исламского искусства, художник, неожиданно, в 70 лет, приходит и привносит свое, уникальное, ни с чем не сравнимое виденье, обогащая мир исламской культуры.

*Тугра - с древнетюркского языка означает "личный знак", "герб." Тугра ведет свое происхождение с клеймения отары животных, принадлежавших одному роду. Затем знак клейма переходит в личный знак рода или отдельного человека. По своему значению тугра похожа на экслибрис, то есть графическое отображение личности владельца.

"Тугра — это глубочайшее проникновение в сущность человеческую. Это — своеобразный мини-портрет данного человека. Это — использование всех изобразительных средств, подбор необходимого для данного индивидуума определенного характера почерка (а их десятки), психологии букв, линий, напряженности их написания, характера композиционного строя, наконец, интуиция автора. Все это приближает , в конечном итоге, тугру к желаемому результату". (Владимир Александрович Попов)

**Шамаиль представляет собой текст на арабском языке из Корана, вписанных в орнамент или иные изображения. Служит, своего рода, защитой, оберегом домашнего очага.

Мечта солдата

Судьба Владимира Александровича сложилась удивительным образом. Прошедший всю войну, дошедший до Берлина солдат, был храним судьбой для той мечты, что им владела. Он непременно хотел стать художником, связать свою жизнь с прекрасным.

Владимир Попов, участник Великой Отечественной войны, награжден тремя боевыми орденами и более 15-и медалями.
Владимир Попов, участник Великой Отечественной войны, награжден тремя боевыми орденами и более 15-и медалями.

Родился Владимир Попов в Мариуполе (Украина) в декабре 1924 года. Но голод, случившийся на Украине в 1933 году погнал семью на поиски хлебных мест. Так семья очутилась на Урале близ города Соликамск в Боровске на реке Каме. Здесь прошло детство Владимира и здесь же застала его весть о начале войны. Девятиклассник Владимир с друзьями сразу же на второй день отнесли заявление в военкомат. Раз за разом получая отказ, мальчишки не смирялись и продолжали писать заявления по новой, пока наконец не получили то, что хотели. Мальчиков отправили в авиатехническое училище, которое впоследствии было расформировано и Владимир входит в состав артиллерийского полка.

Узнав, что Владимир хорошо рисует, его отправляют в разведотряд при штабе полка. Схематично изображая местность и огневые точки противника, Владимир находит время, чтобы рисовать для себя. Нашел он как-то чистую немецкую тетрадь и стал вести дневник, в ней же и делал зарисовки. После войны Владимир мечтал стать архитектором, поэтому красота воплощённая в камне его привлекала особо. Православные храмы, католические костёлы, красивые старинные здания, все что видел во время пути, а видел он немало и все это хранилось в заветной тетрадке, которая была с ним всю войну. До самого Берлина.

Первый бой, в котором участвовал Владимир был на Украине в селе Поповка.Как потом вспоминал Владимир Александрович, его тогда поразила красота местности: белые мазанки и темные ягоды вишни, на склоняющих к земле тяжелых ветвях но некому было собирать спелые ягоды. Больше всего поразило Владимира несоответствующая этой красоте смерть и боль. Были большие потери, но наши устояли и отбили натиск противника. Владимиру повезло, он остался жив, чудом избежав смерти. Машина, в которой он должен быть ехать была разбита прямым попаданием.

После войны их полк был расквартирован в одном из дворцов близ города Потсдамом. В помещениях хронились картины из музея, приготовленные к вывозу немцами и сложенные в ящики. Некоторые ящики были разбиты и Владимир Александрович подолгу рассматривал картины, а там были полотна известных мастеров, даже Рембрандта.

Война закончилась а мобилизации все не было. Владимира Александровича тянуло домой с большой силой, но распоряжения не было. Наоборот, его стали готовить к офицерским погонам, отправив на курсы. Владимир решает сбежать с курсов и найти работу художником. Работу стал искать по госпиталям. Был у него уже такой опыт. После ранения, в одном из госпиталей, где он лежал, начальник госпиталя, узнав, что Владимир художник очень обрадовался. Дал ему работу, выделил мастерскую и Владимир Александрович переписал портреты всех членов Политбюро.

Раз за разом обходит госпиталя Владимир, но всюду отказ. И вдруг, в госпитале для элитного офицерского состава его берут с распростёртыми объятиями. Оказывается начальник госпиталя его старый знакомый. Тот который давал ему работу в первый раз. Владимир возвращается в свою часть,сообщает, что заболел и ложится в госпиталь. Так Владимир отвертелся от офицерских погон, дождался демобилизации и вернулся домой.

По возвращении, Владимир поселился в Казани, куда переехали его родители. Собирался, как и хотел, поступать в архитектурное, но его отговорили. Как-то, работая на пленэре, он знакомится с оперным певцом Казанского оперного театра. Он и посоветовал Владимиру поступать вместо архитектурного на живописца. Владимир послушал и с тех пор живопись стала его жизнью. В 1947 году Владимир поступает в Казанское художественное училище и блестяще его оканчивает в 1951. С 1961 года он становится членом Союза художников СССР, также Владимиру Александровичу были присвоены почетные звания Заслуженного художника Российской Федерации и Народного художника Республики Татарстан. Все многочисленные работы Владимира Александровича созданы ради блага, гармонии и созидания. Они очень светлые и добрые, как и их создатель.

Из военных трагедий я вышел противником всяческого насилия. Я дал себе зарок: показывать только созидательные моменты, только созидательный труд на благо людей. В этой сфере я работал и как живописец-станковист, и как жанрист, писал пейзажи, отдал графике почти четверть века. Портреты писал, делал плакаты, занимался монументальной живописью. Все попробовал, кроме скульптуры. Мне все хотелось понять, изучать и получить хороший результат. И, наконец, пришел к туграм и шамаилям (арабская каллиграфия)

Жду ваших лайков и комментариев. Подписывайтесь на мой канал, вас ждёт ещё много интересного.