Григорий ЦИДЕНКОФФ
Свен Эдвард Норли́н, 41 год
Делегат Самарской экспедиции Шведского Красного Креста.
Человек, о котором могу говорить вечно: добрый шведский терминатор. Первым именем никогда не пользовался — только Эдвард.
В 1915—16 годах работал по линии Красного Креста в Омском лагере военнопленных, лично знал легендарных героев из красных мадьяр. Там же виртуозно овладел "плохим русским".
В Экспедицию завербовался еще осенью 1921 года. Вдвоем с Самюэлем Сарве́ сопровождал второй шведский эшелон в Самару, который попал под раздачу при ночном нападении банды неизвестного происхождения на перегоне Сасово-Рузаевка в районе Теплого Стана. Во время боя вагон, в котором ехали безоружные Норлин и Сарве (все задекларированные стволы шведы отправили с первым эшелоном), разбивался ломами и бурами. Вооруженная охрана продмаршрута смогла отбиться, но впечатления той ночи оба шведа сохранили на всю жизнь.
Руководил Красноярской волостью Самарской губернии с января 1922 по июль 1923 гг. Руководил в прямом смысле.
Был назначен делегатом по этой волости с задачей открыть детдом. Самый большой и удобный дом в Красном Яре занимали местные советы и волисполком.
Норлин просто зашел туда и сказал:
"Мне нужен этот дом, освободите помещение".
Ему попытались возражать, но Норлин тупо всех избил. Жалобы пострадавших милиционеру и чекисту не помогли — ответили, что им поручено охранять Норлина, а не арестовывать. Выдворить его они могут только за шпионскую и контрреволюционную деятельность, а он ничего такого не делает, драка же — их личное с Норлином недоразумение.
После таких переговоров с красноярскими властями, Норлин обошел соседние дома, сообщил, что будет тут всех кормить и откроет детдом — помогите сделать ремонт в здании, пожалуйста.
Для автономного содержания детдома выписал с Украины быка-производителя и открыл случной пункт. По весне завел при детдоме огороды и сады. Завел племенных жеребцов. Распределил среди крестьян шведскую семенную рожь и вывел всех на посевную. К лету 1922 года вышел на полную самоокупаемость и начал зарабатывать больше, чем местный совхоз. Красноярский детдом стал считаться образцовым не только в Самарской губернии, но и во всей стране.
Вел свою собственную и правил официальную местную статистику по смертности, заболеваемости и запасам зерна в волости — в итоге в Самарском губисполкоме стали пользоваться только статистикой Норлина.
В 1922 году спас от голодной смерти будущего советского теоретика и практика ночных бомбардировочных полетов Григория Паравина, который в ВОВ подготовит несколько эскадрилий ночных бомбардировщиков и сам лично в 1943 г. полетит бомбить фашистов.
Весной 1923 года передал все свое хозяйство в красноярский совхоз и в июле поехал поднимать детдом в селе Богородском. В 1924 году женился на эстонской медсестре Линнебах, с которой работал на голоде. После свадьбы молодые уехали в Омск работать в местном Наробразе.
Отказался возвращаться на родину, принял советское гражданство. С начала 1930-х годов сильно запил. Жена бросила его и вернулась в Эстонию. Окончательно спился и умер в Омске в 1935 году, 54-х лет от роду.
На фото он лысый из-за тифа.