Найти тему
Архивариус Кот

«Его любви младая повесть»

Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Ещё любить осуждена…

Так начинает Александр Сергеевич рассказ о любви Ленского.

Эта любовь известна всем: с детства молодым людям «прочили венцы друзья-соседы, их отцы»; о ней хорошо известно соседям – «о свадьбе Ленского давно у них уж было решено» . Пушкин скажет, что Онегин узнал

Его любви младую повесть,

Обильный чувствами рассказ,

Давно не новыми для нас.

Но для Ленского-то всё действительно ново! И, как подчёркивает автор, эта любовь пронесена им через всю его короткую жизнь:

Чуть отрок, Ольгою пленённый,

Сердечных мук еще не знав,

Он был свидетель умилённый

Ее младенческих забав…

…Она поэту подарила

Младых восторгов первый сон,

И мысль об ней одушевила

Его цевницы первый стон.

И, добавим, последние строки Ленского посвящены тоже ей:

Придёшь ли, дева красоты,

Слезу пролить над ранней урной

И думать: он меня любил,

Он мне единой посвятил

Рассвет печальный жизни бурной!..

Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!..

Обратимся снова к не вошедшим в роман строкам. В беловой рукописи конец XXI строфы рисует зарождение любви поэта:

Так в Ольге милую подругу

Владимир видеть привыкал;

Он рано без неё скучал

И часто по густому лугу,

Без милой Ольги, меж цветов

Искал одних её следов.

И Пушкин будет постоянно напоминать нам, что Ленский верен этой любви, которую ничто не в силах изменить:

Ни охлаждающая даль,

Ни долгие лета разлуки,

Ни музам данные часы,

Ни чужеземные красы,

Ни шум веселий, ни науки

Души не изменили в нём,

Согретой девственным огнём.

Позвольте добавить отрывок из ещё одной строфы, впоследствии сокращённой и переработанной:

Кто ж та была, которой очи

Он без искусства привлекал,

Которой он и дни и ночи

И думы сердца посвящал?

Меньшая дочь соседей бедных…

Что интересного здесь? Во-первых, указание на явно взаимную любовь, раз «привлекал очи» Ольги. Во-вторых, «соседи бедные» , а Ленский, как мы помним, был не только «хорош собою», но и богат, почему и «везде был принят как жених». То есть в любви Ленского нет никакого расчёта, перед нами настоящее, искреннее чувство.

В конце четвёртой главы мы видим картины «счастливой любви» Ленского, где Пушкин будет постоянно отмечать удивительную чистоту его отношения к невесте:

Он вечно с ней. В её покое

Они сидят в потёмках двое;

Они в саду, рука с рукой,

Гуляют утренней порой;

И что ж? Любовью упоенный,

В смятенье нежного стыда,

Он только смеет иногда,

Улыбкой Ольги ободренный,

Развитым локоном играть

Иль край одежды целовать.

Удивительно всё-таки! Согласно справочникам, иллюстрации Л.Я.Тимошенко создавались около 1955 года. Только ли мне видится в них явное сходство с героями нашего фильма, снятого позже?
Удивительно всё-таки! Согласно справочникам, иллюстрации Л.Я.Тимошенко создавались около 1955 года. Только ли мне видится в них явное сходство с героями нашего фильма, снятого позже?

В наш циничный век, может быть, найдутся желающие посмеяться над юным поэтом, так трепетно относящимся к невесте, не позволяющим себе никаких вольностей. Но, напомню, он и мечтает о «тайнах брачныя постели», и восхищённо говорит в дружеской беседе:

Ах, милый, как похорошели

У Ольги плечи, что за грудь!

Просто не может пылкий Ленский допустить поступка, после которого потеряет уважение прежде всего к самому себе. И здесь он отнюдь не одинок. Уже в ХХ веке другой поэт напишет про

Ту, с которой вдвоём ходил,

Ту, что долго поцеловать

Ты не смел, — так её любил…

Здесь, по-моему, та же самая мысль: сила любви не позволяет человеку слишком решительных шагов. Настоящая любовь стыдлива и не выставляет себя напоказ.

А Ленский, к тому же, мечтает о полном слиянии душ:

Он верил, что душа родная

Соединиться с ним должна,

Что, безотрадно изнывая,

Его вседневно ждёт она…

«Душа родная» - вот чего ищет Ленский, вот что, как ему представляется, находит он в Ольге. Удивительно ли, что он будет не в состоянии видеть, как эта «душа родная» у него на глазах станет с охотой принимать ухаживания Онегина (прямо скажем, вовсе не выходящие за рамки обычного светского флирта). Именно поэтому он практически бежит с бала у Лариных:

Не в силах Ленский снесть удара;

Проказы женские кляня,

Выходит, требует коня

И скачет.

Иллюстрация Ю.М.Игнатьева
Иллюстрация Ю.М.Игнатьева

Наверное, любому читателю романа ясно, что всё происшествие на балу, как говорится, «яйца выеденного не сто́ит» и могло бы быть разрешено очень легко, однако завершается трагически – гибелью Ленского. Почему же?

Только лишь начиная давать характеристику Ленскому, Пушкин напишет:

От хладного разврата света

Еще увянуть не успев,

Его душа была согрета

Приветом друга, лаской дев;

Он сердцем милый был невежда…

Первое же столкновение нежной души поэта с реальностью окажется смертельным. Для него не существует полутонов: или чёрное – или белое. Посмотрите, как меняется его отношение к Ольге: «душа родная» мгновенно становится «кокеткой, ветреным ребёнком», а затем, после новой встречи с Ольгой, поняв, что она даже не осознаёт ужаса (с его точки зрения) произошедшего, он вновь будет сравнивать её с «лилеи стебельком» (напомню: лилия – древний символ невинности и чистоты) и обратит весь свой гнев на Онегина – «развратителя», «червя презренного, ядовитого».

«Друзья мои, вам жаль поэта» - что бы там ни говорили, но у Пушкина это не вопрос, это утверждение, и отклик на него (по крайней мере, у меня) только один: конечно же, жаль! Жаль, потому что так мало прожил, жаль, потому что с ним действительно ушло и «жаркое волненье», и «благородное стремленье и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых» . А ещё больше жаль потому, что та, ради которой всё совершилось, оказалась самой заурядной барышней, не способной оценить душу поэта.

Но об Ольге – в другой раз!

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь

Навигатор по всему каналу здесь