Найти тему
Мама Научит

"Не будешь учиться - станешь дворником" и еще 2 популярных "детомотиватора", которые не работают

Оглавление

Как убедить ребенка, что учиться нужно? Даже не вызвать интерес, не "мотивировать", как сейчас говорят. А просто убедить, что образование нужно именно ему, а не маме и папе?

Самая популярная родительская формулировка: не будешь учиться - станешь дворником (или кассиром в супермаркете). При всем моем уважении к рабочим профессиям и людям, поддерживающим чистоту и обеспечивающим нам возможность купить необходимые товары, данные специалисты - одни из самых низко оплачиваемых. И нет, наверно, ни одного ребенка, который мечтал бы стать дворником, когда вырастет.

Угрозы о будущем не работают
Угрозы о будущем не работают

Почему же тогда не работает? Все дело в "горизонте планирования". Даже у подростка он составляет максимум пару лет, а часто - всего пару недель или дней. Если же речь идет о младшем школьнике, то его "потолок" предвидения , соответственно, мотивации - несколько часов. А лучше - вообще несколько минут. То есть, "напишешь красиво эти три строчки - получишь конфетку (или сможешь посмотреть мультик)". Так - работает. Ребенок видит конкретный результат своих усилий.

Еще лучше, когда мотивирует не внешний источник (конфетка), а сам результат труда. Когда замечают, ценят, хвалят. Но именно сразу.

А вот это "станешь дворником" - слишком далеко, чтобы принимать в расчет. Ребенок просто не может строить свою деятельность, опираясь на столь отдаленные последствия.

Именно поэтому не работает и обещанная награда по результатам учебного года, четверти - "закончишь год без троек, куплю игровую приставку (скейт, новый смартфон)". Это еще один популярный "детомотиватор", который часто оказывается бессмысленным или даже вредным. Почему так происходит?

Обещание новой игрушки тоже мотивирует слабо
Обещание новой игрушки тоже мотивирует слабо

Во-первых, дети, как и многие взрослые, склонны переоценивать свои возможности и недооценивать требующееся для работы количество времени. Поэтому большую часть года (четверти) ребенок вполне благополучно считает, что еще успеет "наверстать", выучить, пересдать. А потом наступает "час икс", когда вдруг приходит осознание, что все, поздно, я все равно не успею. Кстати, как и взрослые, многие дети впадают в панику слишком рано, но сейчас речь не об этом.

А во-вторых, оценки ребенка достаточно часто не зависят от его желания и даже усилий. И случайно полученная или несправедливая оценка сводит все старания на нет.

Угрозы тоже не работают

Или работают, но плохо.

И неотвратимость наказания может, конечно, обеспечить некоторое усердие в учебе. Однако, в отсутствие других мотиваторов, придется наказания ужесточать, иначе эффект привыкания" постепенно сделает их мало ощутимыми.

То есть сама по себе угроза "получишь двойку за контрольную - будешь сидеть неделю без компьютера" не так и плоха. Если обоснована тем, что вместо игр и роликов на ютубе ребенку придется учить предмет и пересдавать материал. Но здесь речь идет не об угрозе наказания, а о последствиях неправильного поведения, когда приходится исправлять полученный из-за собственных неверных действий результат.

Но если лишение чего-то, а то и физическое наказание становится самоцелью, ждать роста сознательности и ответственности у чада не приходится.

Просто вспомните себя. Даже не в детстве. Если под угрозой наказания начальник заставляет вас делать на работе что, с вашей точки зрения, бессмысленное - как быстро вы перестанете это делать при отсутствии жесткого контроля?

А как же тогда убедить ленивое чадо учиться?

Никак. Если ленивому чаду уже лет 15 или больше.

Пока сам не "обожжется" - не поймет. Отправить работать. Да, на самую непрестижную работу - нудную, малооплачиваемую.

Или договариваться, что школу он закончит "для родителей", Именно в таком контексте. Сработает, если в семье сохранились теплые отношения, взаимная привязанность. И колледж закончит "для маминого спокойствия", если все равно еще не решил, чем заниматься хочет.

Но тогда уже не настаивать на высоком результате. Именно окончит.

Кстати, сейчас кто-нибудь обязательно начнет меня упрекать, что, мол, легко советовать, когда дело касается чужих детей. Но свои советы проверила. Мой сын, окончив школу с золотой медалью, бросил институт через полгода. Потому что "скучно, преподаватели тупые, предметы тупые, учат чему-то тупому" и т. п. Поработал несколько месяцев продавцом-консультантом в магазине одежды. Не понравилось.

Потом вырос - и как-то постепенно все стало на свои места. И образование получил, и работу нашел нормальную, и зарабатывать стал. Думаю, тот самый опыт тоже оказался полезным. В том плане что с тех пор точно знает, кем быть не хочет.

А если маленький - без угроз и далеко идущих обещаний. Только за счет родительского авторитета. Потому что, если родителям не приходит в голову, что ребенок может не послушаться - ребенок слушается.

Вся жизнь ребенка до 12 лет должна быть построена так, чтобы ему и в голову не приходило, что можно не учиться, прогуливать уроки. Двойка должна становиться поводом для серьезного разговора. Не для наказания и "разборок".

#школа

#родители

#дети

#учеба

#воспитание