Как убедить ребенка, что учиться нужно? Даже не вызвать интерес, не "мотивировать", как сейчас говорят. А просто убедить, что образование нужно именно ему, а не маме и папе?
Самая популярная родительская формулировка: не будешь учиться - станешь дворником (или кассиром в супермаркете). При всем моем уважении к рабочим профессиям и людям, поддерживающим чистоту и обеспечивающим нам возможность купить необходимые товары, данные специалисты - одни из самых низко оплачиваемых. И нет, наверно, ни одного ребенка, который мечтал бы стать дворником, когда вырастет.
Почему же тогда не работает? Все дело в "горизонте планирования". Даже у подростка он составляет максимум пару лет, а часто - всего пару недель или дней. Если же речь идет о младшем школьнике, то его "потолок" предвидения , соответственно, мотивации - несколько часов. А лучше - вообще несколько минут. То есть, "напишешь красиво эти три строчки - получишь конфетку (или сможешь посмотреть мультик)". Так - работает. Ребенок видит конкретный результат своих усилий.
Еще лучше, когда мотивирует не внешний источник (конфетка), а сам результат труда. Когда замечают, ценят, хвалят. Но именно сразу.
А вот это "станешь дворником" - слишком далеко, чтобы принимать в расчет. Ребенок просто не может строить свою деятельность, опираясь на столь отдаленные последствия.
Именно поэтому не работает и обещанная награда по результатам учебного года, четверти - "закончишь год без троек, куплю игровую приставку (скейт, новый смартфон)". Это еще один популярный "детомотиватор", который часто оказывается бессмысленным или даже вредным. Почему так происходит?
Во-первых, дети, как и многие взрослые, склонны переоценивать свои возможности и недооценивать требующееся для работы количество времени. Поэтому большую часть года (четверти) ребенок вполне благополучно считает, что еще успеет "наверстать", выучить, пересдать. А потом наступает "час икс", когда вдруг приходит осознание, что все, поздно, я все равно не успею. Кстати, как и взрослые, многие дети впадают в панику слишком рано, но сейчас речь не об этом.
А во-вторых, оценки ребенка достаточно часто не зависят от его желания и даже усилий. И случайно полученная или несправедливая оценка сводит все старания на нет.
Угрозы тоже не работают
Или работают, но плохо.
И неотвратимость наказания может, конечно, обеспечить некоторое усердие в учебе. Однако, в отсутствие других мотиваторов, придется наказания ужесточать, иначе эффект привыкания" постепенно сделает их мало ощутимыми.
То есть сама по себе угроза "получишь двойку за контрольную - будешь сидеть неделю без компьютера" не так и плоха. Если обоснована тем, что вместо игр и роликов на ютубе ребенку придется учить предмет и пересдавать материал. Но здесь речь идет не об угрозе наказания, а о последствиях неправильного поведения, когда приходится исправлять полученный из-за собственных неверных действий результат.
Но если лишение чего-то, а то и физическое наказание становится самоцелью, ждать роста сознательности и ответственности у чада не приходится.
Просто вспомните себя. Даже не в детстве. Если под угрозой наказания начальник заставляет вас делать на работе что, с вашей точки зрения, бессмысленное - как быстро вы перестанете это делать при отсутствии жесткого контроля?
А как же тогда убедить ленивое чадо учиться?
Никак. Если ленивому чаду уже лет 15 или больше.
Пока сам не "обожжется" - не поймет. Отправить работать. Да, на самую непрестижную работу - нудную, малооплачиваемую.
Или договариваться, что школу он закончит "для родителей", Именно в таком контексте. Сработает, если в семье сохранились теплые отношения, взаимная привязанность. И колледж закончит "для маминого спокойствия", если все равно еще не решил, чем заниматься хочет.
Но тогда уже не настаивать на высоком результате. Именно окончит.
Кстати, сейчас кто-нибудь обязательно начнет меня упрекать, что, мол, легко советовать, когда дело касается чужих детей. Но свои советы проверила. Мой сын, окончив школу с золотой медалью, бросил институт через полгода. Потому что "скучно, преподаватели тупые, предметы тупые, учат чему-то тупому" и т. п. Поработал несколько месяцев продавцом-консультантом в магазине одежды. Не понравилось.
Потом вырос - и как-то постепенно все стало на свои места. И образование получил, и работу нашел нормальную, и зарабатывать стал. Думаю, тот самый опыт тоже оказался полезным. В том плане что с тех пор точно знает, кем быть не хочет.
А если маленький - без угроз и далеко идущих обещаний. Только за счет родительского авторитета. Потому что, если родителям не приходит в голову, что ребенок может не послушаться - ребенок слушается.
Вся жизнь ребенка до 12 лет должна быть построена так, чтобы ему и в голову не приходило, что можно не учиться, прогуливать уроки. Двойка должна становиться поводом для серьезного разговора. Не для наказания и "разборок".
#школа
#родители
#дети
#учеба
#воспитание