Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Не судите их строго…Книга 1. Тяжелая работа.

Оглавление

Евгений Максимов

(записки неизвестного офицера)

Рисунки и коллажи Владимира Романова

-2

Солнце только-только поднималось над горизонтом, а первый разлет уже начинался. Зарычали двигатели, и крылатые машины, прогазовав минут пять у колонки, одна за другой отправлялись на старт. Техники, выполнив свою задачу, позевывая, отправлялись в домик под ПУ ИАС. Построение на полеты было назначено на пять утра в гарнизоне, после чего полчаса тряслись в тягачах по каменистой дороге, а затем три с половиной часа готовили перехватчики к вылету. И только теперь, когда в дело вступили пилоты, техники могли ненадолго перевести дух.

Игра в домино шла вяло. На улице было еще слишком холодно, и это лишало приятной возможности полежать на травке, поэтому все набились в маленькую комнатушку и дремали, сидя на лавках.

-Слышали, мужики, наши ночью американский АВАКС сбили! - сообщил пришедший из группы КЗА Охотников. - Штурманы сейчас говорили.

При этом известии все сразу встрепенулись.

-Неужели? Вот молодцы!

-Давно пора американцам по носу щелкнуть!

-Комэска с третьей Боголюбов, говорят, ночью с ДСов на этот АВАКС вылетал, но не успел: кто-то с Сахалина того уже завалил. А Боголюбов немного передохнул - и уже на полеты пришел, только что на нашем двадцать четвертом ушел, - добавил Охотников.

-Жалко, что не успел, - вступил в разговор Носков. - Может, еще бы один орден получил, а то и Героя. За позапрошлогодний дрейфующий аэростат у него уже есть орден, когда он еще у нас замом комэски был. Я только после училища, у Сереги Малышева стажировался. Сами знаете, эти чертовы аэростаты из стольких секций состоят, что несколько штук если прострелить - остальные несколько десятков все равно в воздухе держат, да еще отверстие сразу затягивается. А тогдашний аэростат сначала "МиГ-21" из соседнего полка из пушечек своих поранили, излохматили от души, а тут и Боголюбов подоспел, две радийные ракеты подряд в шарик пустил, удачно осколки разлетелись, аэростат медленно так в море упал, пограничный катер его подобрал вместе со всей шпионской аппаратурой. Боголюбову орден, Сереге как технику самолета медаль, а мне как стажеру благодарность. Боголюбов с тех пор, если есть возможность, всегда на Серегином двадцать четвертом летает.

-Задолбали эти американцы со своими аэростатами, - откликнулся Геращенко - постоянно из-за них в эскадрилье приходится пару самолетов с четырьмя радийными ракетами держать. Комплект нештатный, одна морока с ним, да еще перед полетами снимай, после полетов цепляй, сами знаете. Хорошо, что пока отбили это дежурство по дальникам.

После первого вылета начали садиться учебные спарки с пятидесятипроцентной заправкой, которой хватало минут на пятнадцать-двадцать. Их тут же начали готовить к повторному вылету. Работа шла быстро, и вот одна из машин начала новый запуск. Внезапно двигатель смолк. Оба пилота выбрались из кабин и с озабоченным выражением лица быстро зашагали в летный домик.

-Внимание! На всех самолетах - послеполетная подготовка! - объявили с ПУ ИАС.

В небе показались боевые истребители. Одна за другой машины садились на взлетно-посадочную полосу, выпускали тормозные парашюты, резко сбрасывали скорость, после чего, отстрелив парашюты (их тут же подбирала группа солдат, отвозила на тягаче в специальный класс для перепаковки), медленно катились на ЦЗТ. Хмурые летчики сначала быстро уходили в свой домик, но затем все высыпали на бетонку, напряженно вглядываясь в небо. У колонок уже стояли все истребители полка, кроме двадцать третьего и двадцать четвертого. Наконец, над горизонтом показалась еще одна темная точка, которая быстро росла в размерах.

-Посадка самолета номер двадцать три! - объявили с ПУ ИАС.

-3

Носков с облегчением вздохнул и побежал к своей колонке. Летчики с напряжением наблюдали, как истребитель, летевший с небольшим креном, коряво коснулся полосы, закачался, задев антеннами фальшкилей бетон, но все-таки выпустил тормозной парашют и сумел сбросить скорость до конца ВПП. Через несколько минут он подрулил к ЦЗТ, и у всех без исключения вырвался вздох изумления. Как замполиту третьей эскадрильи майору Козаченко удалось посадить самолет в таком состоянии, оставалось загадкой. На фюзеляже отчетливо виднелись вмятины, по всему корпусу розовели полосы герметика, а оба киля были снесены почти на треть. Летчик мгновенно спустился по стремянке, не глядя на Носкова, несколько раз обежал вокруг самолета и остановился, напряженно глядя на изуродованные кили с наполовину уничтоженными красными звездами. Лицо его было белее снега. "Кажется, я его ударил! Кажется, я его ударил!" - расслышал Носков шепот пилота. К двадцать третьему самолету уже спешили все летчики, техники и механики. Огромная толпа обступила истребитель, молча глядя на помятую машину и остолбеневшего пилота.

Наконец, к Козаченко подошел Рогачев, мягко взял под руку и повел в летный домик. Остальные пилоты зашагали за ними. Над аэродромом повисла гробовая тишина. Техники молча разошлись по своим машинам, укутывая их чехлами и цепляя водила. Через час ЦЗТ опустела. Из всех техников самолетов один Малышев уехал на стоянку не в кабине своей машины номер двадцать четыре, а в тягаче, который тянул за собой пустое водило.

-Серега, ты его крыло случайно не забыл потрогать? - поинтересовался у Малышева Носков.

- Юрик, конечно, коснулся, как положено, - мрачно ответил Малышев. - Видишь, не помогло. Теперь затаскают. Черт с ними, пусть таскают, лишь бы летчик спасся!

* * *

-Я прошу никого не распространять панические слухи! - резко сказал строю полковник Рогачев. - Что бы ни случилось, семье подполковника Боголюбова все сообщу только я сам, и никто другой. Имеющаяся информация пока очень скупая. Пограничники видели падающий самолет, примерно указали место. Местные егеря потом нашли планер - летчика там нет. Поисковая группа моего заместителя подполковника Коровина вчера вечером на тягаче достигла места аварии - пока будем говорить так. Утром начаты поиски. К сожалению, погода не позволяет задействовать вертолеты. Третья эскадрилья, не отчаивайтесь, может быть, еще жив ваш командир.

Весь полк отправился на аэродром - заниматься наведением порядка. Офицеры, прапорщики и солдаты равнодушно сгребали сухую траву и мусор, красили гаражи и эскадрильские домики. Все разговоры крутились вокруг падения двадцать четвертого самолета. По скупым рассказам летчиков и группы КЗА, расшифровавшей пленку вернувшегося двадцать третьего борта, картина вырисовывалась довольно отчетливая. Во время выполнения упражнения в облаках Боголюбов и Козаченко шли парой. Ведомый потерял ведущего, чуть прибавил скорость и неожиданно оказался в струе, выбрасываемой обоими двигателями. Двадцать третий самолет приподняло, перевернуло, и он плашмя упал на двадцать четвертый. "Ой!" - последнее слово, которое услышали в эфире от Боголюбова. Очевидно, повреждения его самолета оказались значительно серьезнее. Неизвестно было главное: удалось ли пилоту катапультироваться?

-Говорят, кресла нет в планере, - сообщил Охотников, который по дружбе первым узнавал все новости от КЗАшников. - Может быть, где-то в тайге мыкается пилот.

-Неужели бы до сих пор к морю не вышел? - поинтересовался Удальцов. - Вроде бы там, по слухам, недалеко.

-А если он ранен? - возразил Малышев. - Помните, на Сахалине со спарки сразу двое в том году катапультировались. Один нормально, а другой спину сломал. Может, еще и рация вышла из строя. И тогда вся надежда у Боголюбова на пайке из кресла продержаться, пока не найдут.

-Если бы хоть так! - вздохнул Удальцов. - Но все равно долго не продержаться ему без помощи. Кто знает, какое у него ранение!

На следующий день поднявшийся ветер наконец-то разогнал низкие облака, и на Котелковский аэродром прилетели несколько вертолетов. Одна за другой очередные поисковые группы грузили туда коробки и мешки с провиантом и патронами. Винтокрылые машины поднимались в воздух и отправлялись к побережью Японского моря.

Удальцов впервые летел на вертолете после окончания училища. Внизу, насколько хватало глаз, простиралась зеленая тайга, покрывавшая сопки. Равнинные участки почти не попадалось. Изредка мелькали селения и дороги, на которых и с высоты несколько сот метров можно было разглядеть автомобили. Время от времени вертолет влетал в облака, разгоняя их винтом и слегка раскачиваясь.

Примерно через час внизу показалось аквамаринового цвета море. Вертолет развернулся и мягко приземлился на площадке около лагеря, не заглушая двигатель. В считанные минуты, освободившись от пассажиров и груза, он вновь взмыл в воздух, а на его место сел следующий.

Несколько десятков человек быстро сбросили свои нехитрые пожитки в деревянные домики базы отдыха какого-то предприятия, временно отданной под лагерь. Подполковник Коровин разделил новичков на несколько групп, назначил старших и показал всем карту местности.

-Посмотрите, в этом месте находится планер. Он находится между конусом и кабиной, которые также удалось обнаружить. Расстояние между ними примерно двадцать километров. Самолет рассыпался в воздухе. Вот эту линию и следует прочесывать. Установленная система сигналов: один выстрел - кто-то отстал и просит откликнуться, два выстрела - нашли деталь самолета, общий сбор, три выстрела - нашли летчика.

-Частая беспорядочная стрельба - нашли бичей, отходим! - шепнул Ходаков Удальцову.

Всех вновь прибывших усадили в два тягача и повезли в тайгу. По пути Малышев, уехавший раньше остальных техников второй эскадрильи с передовой группой, рассказал своим, что первыми к планеру в тайге успели не егеря, а местные жители, и после их визита на самолете не досчитались отдельных секретных блоков. Особист легко вышел на нескольких штатных алкоголиков из ближайшего села, которые находились в плачевном состоянии. Они тут же отдали все украденные блоки, из которых предполагали извлечь какие-нибудь драгоценные металлы, в обмен на врачебную помощь. Болезнь их объяснялась просто: вытекающий из самолета антифриз они по запаху приняли за спирт. Доктор устроил незадачливым мужичкам промывание желудка и дал какие-то лекарства. На этом инцидент был исчерпан.

Через полчаса тягачи остановились, и все под руководством старших групп углубились в тайгу. Группу из пятнадцати человек второй эскадрильи возглавлял Виктор Веснин, начальник ТЭЧ звена - высокий крупный мужчина лет под тридцать пять, который, подобно Геращенко, был заядлым охотником и в тайге уже давно чувствовал себя как дома. Он распределил техников цепью метрах в пяти-шести друг от друга. Рядом с Удальцовым шли Чугунов и Ходаков, который без устали балагурил.

-Эх, Володя, сколько грибов! - восхищался он. - Жалко, собирать некогда.

-По сторонам, Ваня, лучше смотри, - отвечал Удальцов. - Мы же не грибы ищем. С Паши пример бери.

Действительно, Чугунов не отвлекался ни на секунду и напряженно смотрел то по сторонам, то под ноги, то на кроны деревьев. Однако никаких артефактов в таежной глуши пока не наблюдалось. Вдруг неподалеку раздались два пистолетных выстрела. Вся группа немедленно метнулась на звук и через пару минут собралась около Бори Согомоняна. Тот недоуменно посмотрел на собравшихся около него техников обеих команд.

-Чего сбежались-то, мужики? - весело спросил он.

-А что ты нашел? - поинтересовался Веснин.

-Ничего!

-А что нам Коровин говорил, что означают два выстрела? - ядовито спросил Веснин.

-Как что? Конец змее! Вон она валяется!

-Ладно, Боря, предупреждать надо! - усмехнулся Веснин. - Пошли дальше искать.

Путь по тайге отнюдь не был усыпан розами. В ложбинах приходилось постоянно перебираться через болота, распугивая лягушек и змей, перепрыгивать через ручейки и переходить вброд небольшие речки. Вода там была холодная и кристально чистая, так, что к заранее наполненным фляжкам, висевшим на поясе, никто даже не притрагивался. Выбравшись из болота, приходилось карабкаться на сопки, спускаться и так до бесконечности.

-Володя, Паша, когда вернемся, давай рапорт начфизу напишем - пусть нам какой-нибудь разряд по альпинизму присвоит! - хохотал Ходаков.

Удальцов и Чугунов не откликались на такие шутки. Они все с тем же напряжением осматривали каждую пядь земли. Вновь спустились в очередную ложбину, поросшую высокой, в человеческий рост, травой. Ходаков раздвинул ее руками и вдруг заорал благим матом: в полуметре от него показалась морда оленя. И для человека, и для зверя встреча оказалась такой неожиданной, что оба перепугались не на шутку. Олень заметался взад-вперед вдоль цепи, но не побежал между людьми, хотя места было достаточно, а лихо перепрыгнул через Удальцова, едва не задев того копытами за голову, и тут же исчез в густой траве. Буквально через несколько мгновений оттуда раздалось громкое рычание, и офицеры и прапорщики инстинктивно сбились в кучу спиной друг к другу, за доли секунды выхватив пистолеты.

-Вон он! - воскликнул Удальцов, указывая вверх.

Действительно, между стволами деревьев время от времени можно было разглядеть гигантского полосатого зверя, который быстрыми прыжками с тушей оленя в зубах взбирался на сопку.

-4

-Амба обед себе раздобыл! - усмехнулся Веснин. - Пора и нам привал устроить. Штаны у всех в порядке? Все уже, расслабляйтесь, тигр ушел. Видимо, он оленя преследовал, а тот на нас выскочил, заметался - и прямо в пасть к тигру. Амба зверь нормальный, рычит, предупреждает, что охотится. Это медведь может внезапно из кустов напасть, тогда худо дело. Перед привалом осмотрите друг друга - хоть клещ сейчас не активен, черт его знает, лучше перестраховаться.

Пара найденных на одежде клещей вскоре отправилась в разведенный на полянке костер. В ручье удалось практически голыми руками поймать десятка три небольших рыбешек, которых зажарили в виде шашлыка на прутике. В котелке вскипятили чай, в который добавили лианы лимонника - это тонизирующее питье отлично снимало усталость. Сырые лианы все жевали и по пути, восстанавливая силы. Перед обедом Ходаков достал было запасную фляжку и поднес ее к губам, но Веснин его остановил.

-Ваня, никакой массандры! Нам еще до темноты по тайге топать. Вечером в лагере - пожалуйста, но чтоб не до поросячьего визга.

Ходаков послушался и убрал фляжку. Перекусив и передохнув, вновь отправились на поиски. Вторая половина дня оказалась чуть более результативной. Сначала на площадке небольшой скалы, куда взобрался Удальцов, обнаружился один из небольших блоков самолета, затем в болоте Чугунов нашел более крупный объект - радиостанцию.

-Крыша-девять, посадка! - передал по радио команду вертолету Веснин.

Минут через десять в небе показалась "вертушка", и ей, размахивая руками, указали место для посадки. Из вертолета выбрался Коровин и равнодушно посмотрел на обнаруженные блок и радиостанцию.

-Это все? - хмуро спросил он. - Больше из-за такой ерунды вертолет не сажайте.

Однако находки погрузили на борт, и вертолет вновь исчез в небе. Больше группа второй эскадрильи за день ничего не нашла и вечером вернулась в лагерь. "Улов" остальных команд оказался столь же скудным. Однако как бы ни незначительны были найденные фрагменты, они подтверждали, что поиски идут в правильном направлении.

Все техники и механики второй эскадрильи после ужина искупались при свете луны в бурных теплых водах Японского моря и расположились на ночлег на уютном чердаке одного из зданий базы отдыха. Выпили понемногу массандры на сон грядущий и долго обсуждали сегодняшний день.

-Надеюсь, Боголюбову тот тигр не встретился! - заметил Удальцов.

- Или медведь, - серьезно добавил Веснин.

-Кстати, о тиграх, - вступил в разговор лейтенант Лазарев с ОБАТО, присланный на поиски в качестве представителя тыловой части и занимавшийся здесь всеми вопросами снабжения. - Несколько месяцев назад был я начальником караула, а разводящий повез в тягаче смену - семь бойцов в кузове, все с автоматами. Скалу объезжали - бац, на дорогу тигр вышел, зарычал. Водитель - по тормозам, и все солдатики за несколько секунд вместе с автоматами в кабине оказались. Тигр еще пару раз рявкнул и в тайгу ушел, а они потом полчаса из этой кабины кое-как вылезали. Я уже паниковать в караулке начал, куда целая смена подевалась.

-В газетах писали, в Америке так какие-то придурки в телефонную будку набились двадцать с чем-то человек, в книгу рекордов Гиннесса хотели попасть, - рассказал Удальцов. - Надо американцам совет дать, чтобы тигра на следующий рекорд пригласили, так и сорок человек набьются. Может, отвалят нам за эту идею двести рубликов, как Бендеру за рецепт самогона.

-Скажу Афонину, когда на сопровождение полетит, - подал голос Чугунов. - Он все время с БД когда вылетает, с американцами треплется. Точнее, они болтают, а он слушает.

-Сначала, Паша, самолет обратно заслужи, - напомнил Веснин. - Мне местный мужичок рассказывал, жил он один в заимке, а ночью как-то осадила домик целая тигриная семья: мамаша и двое тигрят, уже больших. Он всю ночь факелы в них кидал. А они отбегут - и обратно на крыльцо, в дверь царапаются. Вроде, надоест, снова отойдут, он опять ветку запалит, кинет - порычат немного, и обратно. Утром трактор мимо проходил, мужик как выскочил, как побежал со скоростью мирового рекордсмена - и в кабину трактора. После этого заимку ту бросил, в Котелково переехал.

-В "Известиях" недавно писали, как на окраине Хабаровска тигр на помойку пришел, а два пьяных мужика к нему прицепились, - вновь вступил в разговор Удальцов. - Один на него аж с голыми руками полез, хотел полосатому глаза выдавить. Чудом живыми остались, в реанимации лежат.

-Нет, мы амбу трогать не будем, если снова встретим, - степенно сказал Веснин. - Пусть идет своей дорогой. Ладно, мужики, хорош трепаться, завтра снова тайгу бороздить.

На следующий день, едва группа второй эскадрильи отошла от дороги, Чугунов нашел под деревом еще один крупный блок разбившегося самолета - теплопеленгатор. Тяжелый прибор сразу вынесли на дорогу и погрузили в тягач, после чего углубились в тайгу. Теперь не только смотрели по сторонам, но и на всякий случай принюхивались к запахам (такова была утренняя установка подполковника Коровина). И через два часа Чугунов действительно что-то учуял.

-Постойте! - сказал он соседям. - По-моему, есть запах тления.

-Точно, есть, - согласились Удальцов и Ходаков.

-Да нет ни ничего! - горячился Согомонян. - Вам кажется!

Мнения разделились, однако Веснин согласился с позицией Удальцова:

-Пусть кажется, но надо найти источник запаха. Может, птица сдохла или зверек. Убедимся, что это не то, чего бы нам очень не хотелось.

Целый час прочесывали это место, но так ничего и не обнаружили.

-Говорил я вам! - злился Согомонян. - Болотом тухлым воняет, а мы кружим как идиоты по нему!

Веснин дал команду двигаться дальше. За день группа нашла еще несколько небольших блоков и даже крупных шайб, гаек и разъемов.

-Ну надо же! - удивлялся Веснин. - Такую мелочь находим, а кресла с летчиком нет!

-Может быть, их и вправду нет, - предположил Согомонян. - Бичи труп нашли, пистолет забрали, тело закопали - и все шито-крыто. А кресло где-нибудь в болоте увязло.

-Типун тебе, Боря, на язык! - разозлился Веснин. - Помалкивал бы лучше с такими версиями!

Вечером в лагере все обсуждали свежую новость: пресс-конференцию министра иностранных дел СССР Андрея Громыко.

-Вот тебе и АВАКС, - разочарованно протянул Удальцов. - Оказывается, пассажирский "Боинг" сбили!

-Значит, спутали, - весело сказал Ходаков. - Да ну вас, еще переживать из-за каких-то корейцев! В Корее, может, и рады, что меньше ртов голодных стало.

-Так это в нашей Корее жрать нечего, а не в Южной, - уточнил Удальцов. - Но все равно - мирные люди, пассажиры, при чем они здесь?

-Да ладно тебе, Володя, разоряться, - произнес Чугунов. - Особист еще услышит, прибежит разбираться, кого ты жалеешь, потом Баранникову настучит, и запишут тебя в неблагонадежные со мной на пару.

Еще несколько дней напряженных поисков результата не дали, хотя горка из искореженных блоков в лагере понемногу росла. На девятый день с момента катастрофы (с этого слова постепенно сняли табу) Коровин утром объявил о новом решении.

-Не исключено, что кресло с пилотом может находиться под корпусом самолета. Сегодня одну группу направим туда, попробуют или приподнять планер, или сделать подкоп. Домкраты и козелки из Котелкова сейчас вертолет доставит.

Через час команда второй эскадрильи устроилась в только что прилетевшем из Котелкова вертолете и отправилась к месту падения самолета. Планер с трудом просматривался с воздуха в ложбине между двумя небольшими сопками, а удобного места для посадки поблизости не было. Тяжелое оборудование с огромным трудом опустили вниз на длинных фалах, сами спустились по веревочной лестнице.

-Да, тяжкое зрелище, - вздохнул Малышев, подходя к останкам истребителя.

Серебристый корпус был помят, плоскости крыла надломились. Впереди фюзеляжа не хватало конуса, а на месте кабины зияло глубокое отверстие с рваными краями. Все невольно замолчали, глядя на искореженную груду металла, которая чуть больше недели назад еще была грозной боевой машиной, почти живым существом, ежедневно покрывавшим тысячи километров воздушного океана.

-Ладно, мужики, хорош глазеть, - сказал Веснин. - Давайте думать, где здесь домкраты подсунуть, чтобы эту махину перевернуть.

-А может стоит вокруг планера еще разок местность прочесать? - предложил Удальцов. - Чем черт не шутит. Понятно, кабина еще в воздухе отвалилась, раз она в десяти километрах отсюда. Возможно, кресло оставалось на месте, а катапультирование произошло при ударе о землю.

-Да смотрели уже мы вокруг, когда только приехали! - напомнил Малышев. - Ходили, прочесывали. Вон следы.

-Володя прав, давайте еще разок-другой пройдем цепью, - согласился с Удальцовым Веснин.

Привычно растянулись по тайге метров на сто. Около часа ушло на то, чтобы дважды обойти по кругу место катастрофы, однако удалось найти лишь несколько осколков обшивки.

-Правильно Серега говорил, нечего было здесь прочесывать, - брюзжал Согомонян. - Слушают пацанов! Подумаешь, высшее у них образование!

-Заглохни, Боря, - миролюбиво сказал Веснин. - По крайней мере убедились, что рядом ничего нет. Давай лучше думать, куда здесь козелки приспособить.

Действительно, задача была не из легких. Тяжелые трехколесные козелки нормально работали только на бетонном покрытии. Если же случалось порой вытаскивать с их помощью вылетевший за пределы полосы самолет, широкие колеса впивались в грунт, иногда ломались штоки или лопалась гидравлическая система. Приходилось подкладывать под колеса доски, камни, каждый раз что-то придумывать. Теперь же дело предстояло иметь с искореженными обломками, и это безмерно усложняло и без того непростую задачу. Подумав минут пятнадцать, Веснин выбрал две точки, откуда, по его мнению, легче всего можно было приподнять большую часть планера. Техники принялись ломами и лопатами расчищать площадки под козелки. И вдруг сигнал подала рация.

-Команда-два, ответьте крыше-девять!

-Слушаю, крыша-девять! - откликнулся Веснин.

-5

-Видим крупный предмет, похожий на то, что вы ищите! Идите на нас!

Из-за сопки показался вертолет и завис метрах в трехстах от планера. Все двадцать человек рванулись с места и побежали по тайге, цепляясь за ветви и спотыкаясь о корни. Вскоре впереди оказались заядлые таежники Веснин и Геращенко, а также самые молодые и быстрые Удальцов и Чугунов. Постепенно Удальцов обогнал всех и бежал в одиночестве на звук работающего двигателя вертолета, время от времени пропадающего из вида за кронами самых высоких деревьев. Наконец, молодой офицер выскочил на небольшую полянку у ручья у самого подножия скалы и увидел предмет, обнаруженный вертолетом. Удальцов трижды выстрелил из пистолета, подав условный сигнал, и согнулся в жестоком приступе рвоты.

Один за другим на поляне появлялись его товарищи. Некоторые тут же следовали примеру Удальцова, другие сразу отворачивались.

-Первый, первый, объект найден, - передал Веснин сообщение Коровину. - Катастрофа подтверждена.

-Команда-два, загрузить объект на крышу-девять, - после тяжелой минутной паузы откликнулся Коровин. - Всем командам отбой, следовать на базу. Крыша-восемь, загрузить оборудование и команду-два.

-Ну, мужики, кто смелый? - спросил Веснин. - Или будем спички тянуть?

-Я не пойду - сказал Малышев. – Я Боголюбова живым последним видел, не хочу быть первым, кто увидит его мертвым.

-Гриша, давай я пойду, - откликнулся Чугунов. - Только налей сначала.

Чугунову плеснули две трети кружки чистого спирта, который он развел ледяной водой из ручейка. Махом выпил, брызнул немного спирта на носовой платок, которым завязал нос и рот и медленно направился к креслу. На пятнадцать метров ему потребовалось почти пять минут. Наконец, он оказался у тела пилота и начал отстегивать ремни. Эта процедура каждым техником была отработана до автоматизма на полетах. Кто бы мог подумать, что придется отстегивать от кресла не человека, а останки!

-Мужики, чехол давайте! - охрипшим голосом крикнул он группе, столпившейся у противоположного края поляны.

О чехле никто заранее не побеспокоился, и Малышеву потребовалось более получаса, чтобы сбегать за ним к месту падения планера. За это время Чугунов справился с заржавевшими застежками и аккуратно уложил полуразложившееся за десять дней тело подполковника Боголюбова на траве. Глубокая рана на черепе и сломанная шея говорили о том, что летчик погиб уже в момент столкновения, а услышанное в эфире "ой!" было сказано за доли секунды до него. Чугунов, бегло осмотрев кресло, успел определить, что катапультное устройство все же сработало и скорее всего действительно при ударе планера о землю, как и предположил Удальцов, однако парашют при этом не раскрылся из-за повреждений при столкновении. Впрочем, никакого значения для мертвого пилота это уже не имело. Веснин, Удальцов и Малышев приблизились к Чугунову, расправили чехол на поляне и все вместе с большими предосторожностями уложили на него хрупкие останки. Чугунов достал из кармана комбинезона летчика документы, отстегнул кобуру с пистолетом. Веснин принес охапку ароматных веток и трав, чтобы хоть немного перебить трупный запах. Вместе с ними тело упаковали в чехол на манер египетской мумии и перевязали фалами.

-Крыша-девять, все готово! - сообщил Веснин по рации.

Вертолет опустился на минимально возможную высоту и выбросил веревочную лестницу. Чугунов взобрался вверх, взяв с собой длинную фалу. К ней привязали брезентовый чехол с телом, и техник медленно поднял останки на борт вертолета. Вверх поднялся Веснин с канистрой спирта, предназначенной для экипажа винтокрылой машины. Вертолетчики сразу выпили по кружке, чтобы не задохнуться от трупного запаха. Чугунов и Веснин спустились вниз, и вертолет вскоре исчез в небе.

-Ужас там в салоне! - сообщил Веснин. - Тут хоть на ветерке, а там замкнутый объем. Паша уже окосел, ему вроде бы ничего, а бортачи и я еле вытерпели, пока не вмазали. Сейчас их развезет, вдоль дорог полетят, чтобы не заблудиться. Сядут в Котелкове, там доктор с бочкой формалина их будет ждать. В формалине повезут в Уссурийск, в госпиталь. Давайте здесь все заканчивать, за нами сейчас другой вертолет пришлют.

Искореженное кресло пилота облили бензином и подожгли, после чего металлические остатки сбросили в яму на берегу ручья и закидали галькой. Тихо помянули летчика, выпив грамм по двести массандры, дали прощальный салют из пистолетов и медленно зашагали к планеру. Предстояло дождаться вертолета, да еще поднимать вверх тяжелое, так и не пригодившееся оборудование.

-6

-Видишь, Паша, в который раз подтвердилась старая истина, - тихо сказал Веснин Чугунову. - Все законы авиации написаны кровью. Не знаю, что там точно Козаченко нарушил, но результат мы видим. Нет в нашем деле мелочей. Я опять про твою заглушку от спиртового бака - могло бы дело и таким же образом закончиться. Ты, конечно, молодец, старался больше всех на поисках, я доложу комэске. Но не думаю, что Рогачев насчет твоей звездочки так быстро мнение переменит. Не тот повод.

... Через три дня закрытый гроб выставили в Доме офицеров, и весь личный состав гарнизона прошел мимо в скорбном молчании. Оркестр заиграл траурный марш, и восемь летчиков в повседневной форме на плечах вынесли гроб из Дома офицеров. Под плач женщин скорбный груз пронесли мимо офицеров и прапорщиков, выстроившихся вдоль дороги через территорию части. Около КПП гроб бережно установили в устланный красной материей кузов тягача рядом с многочисленными венками от всех частей и других гарнизонов. Командиры дивизии и полка, начальник политотдела сказали обязательные в таких случаях, но в общем-то никому не нужные слова. Грянул троекратный залп солдатких автоматов и пистолетов офицеров и прапорщиков, от которого разлетелись во все стороны птицы и заплакали перепуганные дети. Борт тягача закрыли, и останки офицера отправились в последний путь - сначала на аэродром, а затем специальным бортом на родину. Через полчаса в столовой на обеде на каждый стол поставили графин разведенного спирта, и еще раз помянули погибшего пилота.

В тот же день майор Козаченко, отстраненный от летной работы, отправился в другую часть, где ему предстояло служить уже в качестве штурмана.

(продолжение следует)

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен