В верхних слоях богемного общества одно время жила трогательная манера описания неописуемого. Чтобы выразить впечатления, нужно было закатить глаза, вытянуть губы и томно простонать: "Это сюююр!".
Называть в полном смысле сюрреализмом этот фильм, наверное, все же не стоит, но ярко выраженное "я так вижу" авторов в нем безусловно есть.
Гулкое эхо "Соляриса" и "Пикника на обочине" прокатывается по нему от начала до конца, не смолкая ни на минуту. Плюс еще немного ассоциаций с замысловатой "Одиссеей" Кубрика, в которой еще первобытные люди-обезьяны задумчиво чесались, бродя вокруг диковинных монолитов.
На базе этих классических ингредиентов и составлен рецепт небольшой и необычной вариации на тему очередного пришествия или... сошествия?
Наши дни. По всей Земле без каких-либо объяснений и предупреждений то там, то сям самоустанавливаются довольно компактные порталы, сразу же названные "Дверями" в неизвестно куда. Потому что войти в них легко может любой (что вскоре и сделали почти все хомо сапиенсы), а вернуться и отчитаться не удается никому и ничему. Односторонние они, эти двери.
Фильм-антология из нескольких отдельных историй, на примере которых показываются вероятные сценарии поведения наиболее показательных групп населения, причастных к ситуации: вездесущих школьников с игрой гормонов, семейной пары с ее проблемами, государственных и военных организаций, самоотверженных одиночек-фанатов науки и звездобола-радиоблогера, готового обстебать, что угодно, и поржать даже без повода.
Одни лезут в призывную черную неизвестность от общей безмозглости, другие выполняют правительственные миссии по удержанию остатков человечества с этой стороны Дверей, третьи и даже четвертый пытаются найти понимание феномена. Хотя объяснять его здесь уже особо и некому.
Отсылки к эффектным проявлениям Океана Соляриса и пространственно-временные парадоксы Зоны Пикника весьма красочны и толковы, а намек на божественную сущность и вмешательство стал бы и вовсе ноу-хау, не изыми его в свое время из переводов Лема бдительная советская цензура (чрезвычайно сильное место в оригинальном "Солярисе" было, кстати).
Чувствуется, что многое из смыслов, если они там и были, просочилось сквозь корявые пальцы переводчиков, превративших явно философский подтекст диалогов в подобие шизофренического бреда из несвязных слов и фраз наподобие "бесформенная форма", "дверные сущности" и щедро пересыпанных в местах недопонимания всякими "нахрен-мать-перемать" (спасибо, что хоть без откровенного мата). Гнусавый прищепочный голос с дебильными интонациями, оказывается, тоже не умер с видеокассетами.
Фильм на любителя и всех, кто время от времени "желает странного".
Не сказать, что он откровенно плох или наоборот выдающийся, однако и смотреть "на расслабоне под пиво" его не получится однозначно.
И так всё непонятно.