Что говорят студенты Вебтренинга о мотивации? Есть ли разница между мотивацией мужчин и женщин?
Форбс проанализировал, насколько сильно отличается реакция мужчин и женщин на стресс, а значит, насколько разной должна быть система мотивации. Мы решили проверить, насколько полученные выводы совпадают с реакцией студентов Вебтренинга и спросили, что их мотивирует больше всего.
«Мы не делаем разницы между М и Ж»
Исследователи отмечают, что для мужчин более характерна реакция «бей/беги», которая связана с более высоким уровнем адреналина, гормоном, отвечающем за быстроту реакции и вырабатывающемся в ответ на стресс, а у женщин к ней добавляется реакция «доверяй и дружи», связанная с более высоким уровнем окситоцина. Этот гормон изначально связан с привязанностью, дружбой, доброжелательностью, он снимает тревожность и помогает выстраивать социальные связи.
Нейротрансмиттерно-гормональные реакции могут объяснить разницу в мотивации представителей различных полов, отмечает Форбс. Можно сделать вывод, что мужчинам важнее измеримые результаты и предвкушение победы — это адреналиновая реакция на стресс. А женщинам важно, чтобы их чаще хвалили и замечали их достижения — это окситоциновая реакция на стресс.
Сергей, совладелец бизнеса : «В моей компании мы не делаем разницы между М и Ж. У всех принципы мотивации одинаковы. Она разная, но зависит от результата типирования сотрудника, а не от его пола: денежник, статусник, результатник, бюджетник, романтик. Лично меня больше всего меня мотивирует деньги и конкретный результат. Например, за прошлый месяц я привел в свой бизнес 5 новых клиентов и это дало мне +50000 рублей чистого дохода в мой карман ежемесячно. И меня это очень мотивирует делать еще больше результат и денег в мой карман :)
А демотивирует расплывчатая постановка цели, сроков, конкретного результата по достижению цели, непрозрачные условия оплаты и ЛЮБАЯ неопределенность. Например, в декабре 2020, при встрече с потенциальным партнером по развитию нового, интересного направления - я отказался т.к. у человека не было никаких четких целей и показателей к развитию. Это совершенно неприемлемо для бизнеса. Нет цели - нет достижения».
В исследовании, проведенном Hay Group, мужчины называют своей главной мотивацией личную независимость и право принимать решение. В целом мужчины — достигаторы. Сотрудникам-мужчинам необходимо ставить четкие цели, указывать дедлайны и сроки. Кроме того, мужчинам важно чувствовать себя нужными.
Женщин же больше мотивируют эмоциональные факторы. Им важно ощущать, что их уважают, а их чувства замечают. Кроме того, женщины лучше реагируют на похвалу — хотя она важна для обоих полов, женщинам признание их заслуг нужно чуть больше.
Анна, дизайнер отмечает: «Похвала меня очень мотивирует. Если мой руководитель отмечает мои успехи, подчеркивает, что проект получился удачным, то мне хочется сделать еще лучше. Правда, этой внешней мотивации хватает ненадолго, если она не подкрепляется внутренним желанием заниматься тем или иным заказом. Когда вдохновляет сама идея и твои работы нравятся заказчику и руководству – это вообще супер!»
А вот Антон, программист, признается, что внешняя похвала редко его мотивирует: «Вообще лучше всего меня мотивирует осознание того, что я верно иду к своей цели, и разбитые на кусочки задачи - это отличный способ поддерживать в себе приятное ощущение того, что итоговая цель достигается, когда промежуточные точки закрываются.
Внешняя похвала мотивирует достаточно редко, даже от близких людей, когда я чего-то достигаю, я уже получаю от этого удовольствие, внешняя похвала может служить небольшим бонусом, но не более, похвала же в процессе обычно не влияет практически никак».
Женщины боятся провала, мужчины – рассчитывают на победу
Еще один эксперимент показал, что женщины обычно чуть больше опасаются провала, чем мужчины, — а те, в свою очередь, несколько чаще рассчитывают на победу. Поэтому для мотивации мужчин подходит SCARF-модель, помогающая двигаться к успеху, а женщинам нужна авторизация результатов, которая показывает, чего они уже добились.
Эти данные косвенно подтверждают и исследования психолога М.В. Прохоровой, которая отмечает, что и женщины, и мужчины предпочитают работать в компании на этапах интенсивного роста и стабильности бизнеса. А вот на этапе формирования бизнеса мужчины готовы работать, скорее, с удовольствием, тогда как женщины склонны отказываться от работы на этом этапе.
На наиболее рискованных и неопределенных этапах бизнеса – его формировании и спаде – мужчины находят больше положительных доводов в пользу работы, тогда как женщины находят больше отрицательных, из-за которых они отказываются от работы в той или иной компании.
Исследователь отмечает, что мужчины больше, чем женщины, ориентированы на перспективы. В отличие от женщин для мужчин важна «работа как таковая», они предпочитают иметь хоть какую-нибудь работу, чем быть безработными и искать новую. Женщины гораздо больше, чем мужчины ценят хорошие отношения в коллективе.
Анастасия, маркетолог, признается: «У меня очень плохо с ситуативной борьбой (сделать во что бы то ни стало!) и с проверкой себя (а смогу ли я?). То есть, когда нужна дополнительная мотивация для решения конкретной задачи, я, скорее всего, сдам позиции и приму проигрыш. Например, не получается найти подрядчика по необходимой цене: я либо повышу стоимость, либо изменю тех задание.
Меня мотивирует ценности, из которых выпростают цели. Например, моя ценность - друзья. Я переехала в Москву, чтобы иметь возможность больше времени проводить со своими друзьями, нашла работу и квартиру, но сил обустроить быт уже не осталось. Чтобы вернуться в ресурсное состояние, я устраиваю онлайн-пижамную вечеринку по zoom. Это позволяет создать атмосферу, отдохнуть - вернуть ресурс/ смотивировать двигаться дальше, то есть дополнительную мотивацию я беру как раз «из друзей».
Марк, фотограф, рассказывает: «если бы делать некую “формулу достижения”, то для меня она выглядела бы так:
1) Стремление к высоким идеалам по меркам общества, человечества
2) Движение к своей мечте, именно к своей и чему-то значительному
3) Умение игнорировать и сводить к нулю негативное влияние окружающего мира на движение к своей мечте
Часто я начинаю какие-то действия с мотивацией К. Меня зажигают новые свершения, которые я именно сам хочу реализовать, но этого запала хватает часто ненадолго. Далее - если в этой ситуации я не нахожу мотивации ОТ, причём достаточно сильной, то могу потерять интерес к деятельности. Или, столкнувшись с тараканами, и вовсе от неё отказаться.
Например, когда я писал контракт, я прям почувствовал: если не пропишу нормальную ответственность, легко позволю себе сдаться. С другой стороны - только поощрение мне тоже было бы неинтересно. Могло бы стать скучно. Поэтому мне кажется моя мотивация - где-то посередине. И качать, усиливать нужно в обе стороны».
Нияз, предприниматель , говорит: «Я человек увлекающийся, поэтому мотивацией к действию обычно служит интерес к новому. То, чего я ещё не знаю. Увидел шарики – загорелся, создал бизнес. Захотел сам научится выпекать вкусный хлеб - вот уже 6 год пеку для семьи хлеб на хмельной закваске. И так во всем. Как только процесс налажен, пропадает интерес, и я начинаю себе искать новые приключения.
Слава, похвала, социальный статус меня совсем не мотивируют, деньги тоже не самоцель, а средство движения к цели».
В целом студенты Вебтренинга подтверждают выводы Форбса, хотя сами не видят особой разницы между мотивацией мужчин и женщин. И те, и другие на первое место ставят внутреннюю увлеченность процессом и радость от выполнения промежуточных этапов на пути к цели.
(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен>> Филипп Богачев