Sturmpanzer IV — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны.
Официальное немецкое название — Sturmpanzer IV (Штурмпанцер IV). По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz. 166 .
Встречается название Sturmpanzer 43, где цифры означают начало выпуска машины, 1943 год.
Немецкие солдаты между собой называли машину просто «Штупа» (StuPa) — сокращение от официального Sturmpanzer. Но более известно прозвище «Brummbär» (с нем. — «ворчун»), данное разведкой союзников, которое не использовалось самими немцами. В советских
документах того времени эта САУ обозначалась как «Медведь».
Sturmpanzer IV предназначался для непосредственной поддержки пехоты огнём, особенно в городских районах.
В качестве базы использовалось шасси Panzer IV с верхней частью корпуса, башня же была
заменена новой бронированной закрытой надстройкой — рубкой.
Новым орудием стало 150-мм (5,9 дюйма) Sturmhaubitze (StuH) 43 L/12, разработанное Škoda. Оно стреляло теми же снарядами, что и тяжёлое пехотное орудие 15 cm sIG 33. Возимый боекомплект составлял 38 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.
Ранние штурмпанцеры были слишком тяжёлыми для исходного шасси, что приводило к частым поломкам подвески и трансмиссии.
В октябре 1943 было решено, что орудие StuH 43 необходимо переработать, чтобы уменьшить его вес. Новая версия, получившая обозначение StuH 43/1, стала легче примерно на 800 килограммов, чем StuH 43. Вес сократился частично за счёт уменьшения брони на креплении орудия. Это орудие устанавливалось начиная с третьей серии.
На все машины до сентября 1944 года наносилось циммеритовое покрытие.
Это была единственная машина Второй мировой, которая оказалась наиболее близка из всех других по характеристикам к советской самоходке СУ-152.
Всего до капитуляции Германии было выпущено 306 экземпляров САУ «Brummbär».
Первым подразделением, получившим Sturmpanzer для боёв, был 216-й батальон штурмовых танков. Батальон прибыл в Центральную Россию 10 июня 1943 для подготовки к операции «Цитадель». Но так в ней и не участвовал. Много машин батальона вышло из строя во время марша до линии фронта.
Первое упоминание о участии штурмпанцера в боях датировано 7 августа 1944 возле Кана.
Большая часть машин 217 батальона не попала в ловушку в Фалезском мешке и сумела отступить к северо-востоку.
Далее штурмпанцеры участвовали в Арденнской операции, продвинувшись только до Сен-Вита.
217 батальон постоянно отступал до конца войны и был захвачен в Рурском мешке в апреле 1945 года.
218-я рота штурмовых танков особого назначения участвовала в подавлении Варшавского восстания и в конце концов уничтожена в Восточной Пруссии в апреле 1945 года.
219-й батальон штурмовых танков был отправлен в Венгрию для участия в операции «Железный кулак», немецкий государственный переворот для предотвращения попытки Венгрии сдаться союзникам.
Но из-за повреждения железнодорожной сети так туда и не доехал. Он оставался в окрестностях Будапешта до вынужденного отступления из-за продвижения советских войск.
Еще наши публикации:
Почему сейчас у танков выхлоп сбоку?
Как отстрелили пушку Тигру? Реальная история
Избиение Пантер во Франции, как это было?