- Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем!
Честно говоря, я не помню, с какого именно мультфильма началось мое знакомство с творчеством армянского режиссера-мультипликатора Роберта Саакянца. То ли это был мультфильм "В синем море, в белой пене", то ли "Ух ты, говорящая рыба!". В любом случае, я помню свое удивление от тех невероятных трансформаций на экране. Это был совершенно особый, ранее невиданный стиль, я даже и предположить тогда не могла, что мультфильмы могут быть такими. Это был полный восторг. А вскорости я увидела и другие мультфильмы в этом сумасшедшем стиле и из титров узнала имя и фамилию режиссера. И с того времени я уже ждала именно его новых мультфильмов.
- А лет через триста, — ну, когда подрастешь, — я женю тебя на моей дочке!
Роберт Саакянц считается одним из самых плодовитых мультипликаторов мира - он снял 56 мультфильмов как режиссер, а еще практически ко всем своим мультфильмам он сам писал сценарии и рисовал персонажей.
- На носу что?
- Бородавка?
- Масленица!
Самые известные и любимые зрителями мультфильмы это "Ух ты, говорящая рыба!", "В синем море, в белой пене", "Кто расскажет небылицу", "Три синих-синих озера малинового вета" и "Ишь ты, Масленица!" В основе всех этих мультфильмов - сказки армянского поэта и писателя Ованеса Туманяна, которые он создавал, записывая народные армянские сказки.
- Заяц как заяц, из его шкуры тулуп вышел.
- Куда вышел?
Эти мультфильмы по духу и стилю несколько напоминают шедевры Александра Татарского "Пластилиновая ворона" и "Падал прошлогодний снег", только техника исполнения другая - то, что Татарский делал с картинкой посредством пластилина, Саакянц делал посредством обычной рисованной мультипликации. Он точно так же создавал волшебный абсурдистский мир, в котором любой предмет или персонаж трансформировался самым невероятным образом, вызывая удивление и смех одновременно. При этом его ленты не просто развлекаловка - он наполнял их глубоким смыслом, как любое народное произведение. Как в каждой сказке, в них была заложена мораль, мудрое наставление.
- А мой дед говорил: "Делай добро и бросай его в воду!"
Показ этих мультфильмов по телевидению был всегда настоящим праздником. Они давали отличный заряд энергии и позитива, перемещали нас в другой мир, в котором возможно все, а зло всегда побеждалось добром. И самое интересное в них это то, что мир средневековья авторы удачно совмещали с современным миром: новости из дворца предают по телевизору, а чудовище было одето в костюм "Адидас" (подозреваю, что это тонкий намек на паленые "адидасы" и "монтаны" армянского производства, бывшие в 80-х годах очень популярными в СССР).
- Что угодно государю?
- Государю угодно развлечься.
- Так или в пользой?
- Так. С пользой.
Да, мы растаскивали эти мультики на цитаты, а песня дочери Морского Царя из "В синем море, в белой пене" популярна до сих пор, спустя 37 лет после выхода.
Роберт Саакянц, к сожалению, прожил короткую жизнь - его не стало в возрасте 59 лет. Но какой след он оставил в истории и культуре СССР, Армении и России! Его мультфильмы сейчас смотрят уже внуки тех, кто смотрел их тогда, в восьмидесятых. Низкий поклон ему за это.