Найти тему
Алексей Ильич Осипов

Ударили по левой щеке, подставь другую

Оглавление

5: 34. А Я говорю вам: не клянись вовсе.

Здесь речь идет о запрещении клясться тем, над чем человек не властен, поскольку такая клятва носит или кощунственный характер (например, клясться Богом), или пустой, лукавый (например, своей головой, жизнью).

Но есть и другая клятва, когда выражается полная решимость исполнить долг совести, например, военная присяга. В этом случае гарантом верности слова является нравственное достоинство самого человека. О подобной клятве положительно говорят и апостольские слова: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их (Евр. 6: 16). Поэтому к такого рода клятвам запрещение Христа не относится.

5: 39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

Это образное выражение Христа, которым Он с помощью понятной для всех картины указывает, как следует вести себя в сложных ситуациях межчеловеческих отношений. Речь здесь идет не о том, что делать во время избиения, драки, хулиганства, на войне и т. п. (Сам Христос на суде не подставил другую щеку ударившему Его, см. Ин. 18: 22–23.) Но указывается, как поступать, когда в резком конфликте, споре ударят по щеке ругательством, обманом, хитростью, лукавством, насмешкой и т. п. И вот мудрый совет: если с озлобленным, упорствующим человеком говорить уже невозможно, то лучше сдержаться, промолчать, как бы взяв вину на себя – подставив другую щеку. Таким образом можно предотвратить развитие конфликта, избежать тяжелых последствий, а затем восстановить и нормальные отношения. Этот совет особенно важен в семейной жизни.

В этих словах Христа, конечно, нет того смысла, который увидел Толстой, развивший учение о так называемом «непротивлении злу насилием». Его взгляд прямо противоречит всему контексту Евангелия. Христос применил насилие к торговцам в храме. Он одобрил фактически даже применение военной силы, сказав: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13), поскольку именно в условиях войны приходится убивать врагов, умирая за друзей своих. История Церкви, жизнь множества православных святых прямо свидетельствуют именно о таком понимании слов Спасителя.

5: 40–41. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

В этих словах вновь с помощью ярких образов повторяется очень важная мысль: не занимайся бессмысленными спорами, доводящими страсти до кипения. Сделай сейчас, насколько можешь, что требует другая сторона, и даже как бы больше. Такая победа над собой, по духовному закону, принесет и тебе, и тому человеку большую пользу. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Кто уступает, тот больше приобретает».

Продолжение следует...

____

Фрагмент книги "Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея"