Найти тему
НУАР-NOIR

Мрачный мультфильм, предсказавший беспросветное европейское будущее

Когда антиутопия оказалась почти «толерантной реальностью»

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материал в соцсетях!
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)

Когда в 2009 году появился мультфильм «нового поколения», который назывался «Метропия», то мнение по его поводу разделились. Одни говорили, что мультфильм был «пророческим» и будущему Европы угрожают, не завоеватели, не такие-то «внешние злодеи», а собственно сама Европа. Точнее говоря, тотальное вырождение её нравственных начал, которое в 2009 году было уже ощутимым и вполне зримым процессом

Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)

Противники ленты говорили, что она безнадежно мрачная, что сюжет лишен логики, что её создатели «паникеры», которые любят сгущать краски, и что, дескать, «объединенную Европу» ждёт светлое будущее. И, мол, антиутопии это вообще не про нас. Однако прошло чуть более десяти лет, и мы видим, признаки надвигающейся «цифровой диктатуры», а Европа так и вовсе оказалась на грани катастрофы, не имея сил справиться с внезапно возникшими проблемами.

Афиша мультфильма "Метропия" (2009)
Афиша мультфильма "Метропия" (2009)

Когда мы увидели эту анимационную ленту, то первым делом было изумление. Как в соавторы сценария произведения, крайне скептически оценивающего возможности либерализма и т.н. «толерантности», мог попасть Стиг Ларссон? Однако при небольшом «расследовании» выяснилось, что это не тот Ларссон, который написал прославляющую «ценности нового мира» «Девушку с татуировкой дракона» (того на самом деле звали Карл Эрланд), а более взрослый человек, создававший сценарии для критических драм («Кролик», «Летний», «Чудо в Вельбю»)

Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)

После этого всё встало на свои места. «Объединенная Европа» показана как полностью унифицированное пространство. Унифицировано, то есть подогнано под «единые стандарты» фактически всё, включая природу и время суток. В мире, который нам показан, царит бескрайний сумрак, но нет ни дня, ни ночи. Круглый год идет промозглый дождь, но нет ни лета, ни зимы. Континент превращен в один сплошной скоростной метрополитен, где станции – крупные города.

Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)

Из-за мнимой заботы по поводу уже погубленной природы запрещены автомобили и на грани запрета даже велосипеды. Большую часть времени люди проводят в изоляции, взирая в телевизор, где идут нелепые шоу. Но утром надо выбираться на однотонную работу, которая происходит в бескрайнем офисном пространстве. Жизнь в привычном нам понимании отсутствует. Есть лишь жизнедеятельность организмов.

Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)

В этих условиях главный герой, которого зовут Роджер, влюбляется в девушку «с обложки». Однако не с передовицы журнала, а с этикетки шампуня. И шампунь, как выясняется, с сюрпризом. Использовав его, вы допускаете к своим мыслям глобальную корпорацию. Однако весь зловещий заговор оной состоит как раз в очередной порции развлечений. А внутренний голос не выглядит столь фатальным, как например, в «Револьвере» Гая Ричи.

Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)

Опять же весьма интересными (почти провидческими) воспринимаются некоторые моменты. Например, «главному злодею», чем-то напоминающему Харви Ванштейна, представители «закулисы» задают вопрос: позволяет ли шампунь злоупотреблять девушками? Совпадение? Скорее всего…. Главное в данном мультфильме - это противопоставление «Метрополиса» прошлого и «Метропии» будущего. Главной угрозой цивилизации изображена надвигающаяся безграничная серость, стремление убрать любые цвета, всё уравнять, сделать мир однотипным.