После расширения североатлантического альянса Россия и НАТО лишились подушки безопасности в виде стран Восточной Европы и Прибалтики и теперь линия фронта проходит непосредственно между ними. Украинский кризис 2014 года вывел взаимную враждебность на уровень времён холодной войны.
Военное противостояние Россия - НАТО
В Прибалтийских республиках бывшего Союза находятся небольшие западные военные формирования, Польша стремительно наращивает американское военное присутствие на своей территории. Швеция, не входящая в НАТО, увеличивает расходы на оборону, обосновывая это возросшей российской угрозой. Нейтральная Финляндия укрепляет сотрудничество с Североатлантическим альянсом. Балтийское море превратилось в натовский водоём.
Руководство России в ответ на усиление угрозы с Запада усилило военную группировку на этом направлении. Калининградская область из форпоста сотрудничества с Евросоюзом превратилась в осаждённый военный лагерь во вражеском тылу. Россия озабочена защитой Калининграда, а Европа опасается потери Сувалкского коридора, соединяющего страны Балтии с европейскими территориями НАТО.
По сравнению с холодной войной такая ситуация не менее опасна. Наиболее вероятные риски, связанные с ней, заключаются в случайном прямом столкновении. Натовские самолёты летают всё ближе к российским границам, наши самолёты – максимально близко к ним. Корабли НАТО опасно маневрируют в близи наших территориальных вод, наши корабли наносят предупредительные ракетные удары.
В обозримом будущем отношения России с НАТО вряд ли изменятся, поэтому актуальными становятся меры по укреплению военной безопасности: надёжные каналы связи между военным командованием; механизмы по предотвращению инцидентов; меры, укрепляющие доверие; взаимный отказ от развертывания новых сил и вооружений.
Эти меры приемлемы для обеих сторон, они не приведут к восстановлению доверия, но снизят вероятность случайного военного столкновения НАТО и России.
Санкции, как главное оружие Запада
Вместо экономического сотрудничества, на которое четверть века назад возлагались большие надежды, Россия получила санкции. Вероятность их смягчения и тем более снятия в ближайшее время маловероятна. Ситуация с «Северным потоком-2» показала, что сырьевые поставки перестают быть материальной основой сотрудничества России с Западной Европой.
В экономическую целесообразность здесь вошла политическая составляющая и с этим ничего не поделаешь. Для европейского бизнеса Россия может стать более привлекательной в случае стабильного роста экономики и её структурных улучшений. Для нас Европа сохраняет свою привлекательность в качестве источника передовых технологий, даже в рамках санкционных ограничений.
Хватает у нас взаимных проблем и в гуманитарной сфере. Здесь осталось разве что сохранить учебные и научные обмены, туризм, если, конечно, позволит пандемия.
Выводить отношения с Европой из тупика можно на основе концепции простого «соседства». Это не дотягивает до партнёрства, но значительно лучше бесконтрольной вражды.
России стоит обустраивать отношения с соседями независимо от размера их территории, учитывать их позицию по конкретным вопросам. Европе стоит смириться с тем, что Россия не вернётся на путь демократизации по западному образцу, природа её демократии будет иной.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал!
Ссылка на канал: https://clck.ru/Tia23