Найти тему
Жить на два дома

Долгая дорога домой

Наступил октябрь 1991 года. Шеварднадзе уже продал Родину. Закончился семимесячный контракт, чемоданы собраны, жду сменщика, коллегу из Эстонского пароходства. Коллега ехал первый раз и жутко дрейфил. Удалось разок переговорить с ним по телефону, рассказать, чем он будет заниматься на борту свои 6-7 месяцев. Немного успокоил, но видать не убедил.

фото:sudostroenie.info
фото:sudostroenie.info

(читайте мои предыдущие статьи про мой первый и второй контракты под иностранным флагом при живых Советской власти и Горбачеве)

Коллега явился на борт в Альборге, с огромным баулом, полным словарей, разноязыких разговорников, справочников, учебников и “сухого корма” - таблеток и пилюль. Но убило его, более всего, когда поляки – экипаж, стали с ним общаться на правильном русском языке. Привез он с собой и форму, полный рабочий и парадный комплекты. Собирался нарядиться и отправиться в кают-компанию (она же и столовая команды), представиться экипажу.

Насилу уговорил не позориться, а форму посоветовал продать, при первом же случае, старьевщикам в Аархусе или Гетеборге, потому как по окончании контракта она станет ему на два размера велика. Фуражку с крабом можно оставить, погоны перешить на рабочий комбез. В такой красоте, в припортовых пивных, будут пускать без очереди к прилавку.

Уговорил он меня дойти с ним до Скагена, швартовались вместе. Показал ему, как легко и просто подходить аккуратно скулой к причалу, чтоб боцману было удобно скакать с борта на причал и класть на пушку шпринг, как поджиматься к причалу с помощью палубного экскаватора или наоборот отжиматься. Ну и прочим премудростям прибрежного плавания.

Выйдя из Архуса встретился с Мурманским разбойником “Александром Невским”, на котором я, когда-то, зимовал в Карском море 6 месяцев. Не поленился, позвал на удачу по УКВ. Откликнулся, о чудо ! Мой однокашник Василий, стоял вахту с третьим офицером, проходя проливы.

Где ты? - Спрашивает меня Вася. - Где твое судно?

- А ты выйди на крыло и глянь за борт – отвечаю – мы с тобой как раз расходимся левыми бортами. Моя труба на уровне твоей главной палубы. Вася вышел, глянул, удивился. Что ты там делаешь ?

- Деньги зарабатываю!

- И сколько если не секрет ?

- Не секрет, 80 долларов.

- Что же ты согласился на такую зарплату? В пароходстве больше платят!

- 80 долларов в день, Вася - обьявляю гордо.

Легкий шелест пронесся по эфиру. Не забываем, 1991 год. СССР. Красный серпастый - молоткастый на мачтах. И вахтенные помощники с советских судов, в пределах досягаемости, подслушивавшие наш разговор, загомонили разом. Дайте адрес, куда обратиться за такой работой, был общий вопрос. Я не жадный, сдал Таллинский ЭСМАН со всеми потрохами.

Наконец передал дела – лопату и щетку, мести трюм после камней и угля. Списался, Сделал запись в судовом журнале, пообнимался с экипажем, еще раз приободрительно прикрикнул на оробевшего и растерянного, остающегося одного, сменщика и СОШЕЛ НА БЕРЕГ.

Из Скагена до Копенгагена промчал на красивой комфортной электричке. С вокзала отправился в Seaman's House , который содержали попы из Flying Angels (про многолетнюю дружбу с одним из попов из английских Ангелов, еще напишу). Дешевый хостел, где обычно дожидались своих судов или рейсов домой филиппинцы и индусы, мне как раз подходил по расположению - почти в центре и почти у порта.

Задумана была многоходовка. Билет на самолёт куплен на третий день после списания. Я два дня гуляю по Копенгагену, покупаю в дом стиральную машину - автомат, посудомойку, большой цветной телевизор, видео, микроволновку, подарки, пакую все это вместе в три коробки и отправляю в Таллинн эстонским же малышом Ро-Ро, стоявшем на линии Таллинн – Стокгольм - Хельсинки - Копенгаген.

Я сам когда-то работал год на этой линии и если повезет, может встречу кого из знакомых. Начал скупать бытовую технику и тащить ее в Хостел. Там удивлял филиппинцев в фойе переупаковкой и обвязкой коробок. Хранил их там же, предварительно получив разрешение от бармена. Тому было все равно.

Рассчитал и вычислил все правильно. Через агента, который меня еще помнил, попал на судно, был это “Манилайд” – эпическое название. Договорился с Мастером, мне доселе не знакомым, дал 5 долларов морякам за погрузку на борт и крепление коробок и оформил свое добро, как коммерческий груз, “ free on board ”, с выпуском коносамента, оплатой и наилучшими пожеланиями.

Прилетел в Ригу с чувством исполненного долга. Жена встретила в аэропорту на машине. Забросил чемодан и помчали домой в Таллинн. По дороге хвастался заработанным и заявил “Ну жена! Теперь можно два года не работать!” Наивный! Через три месяца вопрос о новом заработке встал “колом”.

Дождался “Манилайда”. Снял с борта свою технику, удивил таможню до такой степени, что забыли обложить ввозной пошлиной, а может тогда ее еще не существовало? Но был крайне удивлен и разочарован открывшимся к моему возвращению в городе валютным магазинам, где все, вышеперечисленное, уже можно было купить за твёрдую валюту по этой же цене, включая невиданный доселе экзотический, новозеландский фрукт Киви, из Польши, по 2 финских марки за штуку.

Cпасибо за внимание, дорогие подписчики и уважаемые читатели ! Ставим, не забываем? лайки, подписываемся на канал, кто еще не успел, комментируем статью. Скоро вернусь!