Отправляемся в путешествие по Выборгскому направлению железной дороги. Это бывшая Финляндская железная дорога. Среди живописной карельской природы ее с большим трудом и на кредит Российской империи построили к 1870-му году. После чего она стала собственностью Великого княжества Финляндского.
Работали на ней только финны, оплата проезда была в финских марках (!). Станция Белоостров была пограничной, а за рекой Сестрой начиналась уже и в царское время практически независимой Финляндии. Это сразу становилось заметно в названиях за окном. Все они были сплошь финскими. Большинство из них после войны и возвращении территории бывшей Выборгской губернии в границы СССР, было переименовано.
Итак, едем, читаем названия за окном, вникаем в историю.
Ланская
Первая станция на нашем пути сохраняет для нас память о том, что окрестные земли некогда принадлежали графам Ланским. Женой одного из представителей графского рода стала вдова Пушкина, Наталья Николаевна Гончарова.
Ланские любили свое загородное имение на окраине Петербурга. Но в 1869 году рядом с их землями проложили Финляндскую железную дорогу. Ланские, одержимые дачным бумом, продали свои владения под дачные поселки.
Старинный вокзал Ланской не очень хорошо виден из окна электрички. Но ему больше ста лет, а построил его маэстро стиля «национального романтизма» – Бруно Гранхольм.
Удельная
Парк и расположенная рядом железнодорожная станция получили своё имя от Удельного императорского ведомства, которое до революции владело этими землями. Здесь же находилось принадлежащее ему Земледельческое училище. В нем дети крестьян обучались новаторским методам в хлебопашестве, скотоводстве и других сельскохозяйственных работах.
В советское время Удельный парк назывался парком Челюскинцев, но в 1991 году вернули историческое название. В северной части парка находится тренировочная база футбольного клуба «Зенит»
Нынешнее здание вокзала станции Удельная построили в 1915 году по проекту уже известного нам финского архитектора Бруно Гранхольма в стиле северного модерна.
Озерки
Это традиционная дачная местность, раскинувшаяся вокруг трёх Суздальских озёр — Нижнего, Среднего и Верхнего. Название «Суздальские» они получили, поскольку на их западных берегах издавна селились переселенцы из Суздальского уезда Владимирской губернии.
Как раз на перешейке между Верхним и Средним озером и расположена железнодорожная платформа Озерки. В 1902 году по проекту Бруно Гранхольма здесь возвели двухэтажное здание вокзала, а рядом с ним открылся Озерковский театр с концертным залом и рестораном. По водоёмам катались на лодках, а по Нижнему Суздальскому озеру даже ходил небольшой рейсовый пароход.
Озерковский вокзал в сегодня в руинах, и война здесь ни при чём. Прости нас, старик Бруно... Со следующим твоим вокзалом дела получше!
Шувалово
От платформы Озерки до станции Шувалово ехать не более одной минуты. Это, пожалуй, самый короткий перегон на Выборгском направлении.
Шувалово получило своё название в честь бывших владельцев этих земель, графов Шуваловых.
Вокзал на станции построили в конце 19 века по проекту всё того же Бруно Гранхольма в так называемом «кирпичном» стиле. С четвертой попытки мы наконец-то встречаем его творение практически в первозданном виде. Это колоритное здание из тёмно-красного кирпича как будто законсервировало аромат своей эпохи.
В станционном зале даже сохранились старинные изразцовые печи и резной дубовый потолок. Всё это часто привлекает сюда кинематографистов. Здесь снимался фильм Михаила Козакова «Безымянная звезда», телесериалы «Улицы разбитых фонарей», «Брежнев», «Крик совы», «Золотой капкан» и многие другие.
Парголово
Считается, что название «Парголово» произошло от финского слова perkele (чёрт, дьявол). В самом деле здешние места славились своими густыми лесами. В 19 веке Парголово превратилось в дачный посёлок. Здесь жили Тургенев, Некрасов, Майков, Балакирев, Мамин-Сибиряк, Горький… Окрестности Парголова Иван Шишкин изобразил на картине «Ели (в смысле деревья - прим. Автора) в Шуваловском парке».
По поводу Парголово есть другая легенда. Явно народная, но в этом ее прелесть. Как-то: Пётр I поднялся с трудом на местную горку и, изрядно устав, снял свою треуголку. С головы пошёл пар. Так и повелел назвать сие место: «Пар-Голова».
Ну а мы снимем свою треуголку перед талантом архитектора Гранхольма, у которого все вокзалы получились узнаваемы, но ни один не похож на другой!
Левашово
Вокзал станции Левашово – еще один «кунстштюк» от Бруно Гранхольма образца 1908 года. Кстати, вокзалы эти он строил на линии в течение 15 лет, так что совершая путешествие на электричке, можно даже увидеть как он «рос над собой».
А Левашово, подобно Ланской и Шувалово, сохранила имя бывшего владельца этих земель — генерала Василия Левашова, одного из героев войны 1812 года. Здесь находилась его усадьба «Осиновая роща», окружённая обширным парком, в котором на свободе содержались олени, лани и дикие козы. Сегодня здесь парк «Осиновая роща» с несколькими прудами и развалинами главного дома усадьбы Левашовых, построенного в стиле русского классицизма.
У названия Левашово есть и скорбное звучание. Рядом с Левашовским же аэродромом находится печально знаменитая Левашовская пустошь, место расстрела жертв массовых репрессий 30-х годов. До 1989 года это был секретный объект комитета государственной безопасности СССР, а сегодня здесь располагается Левашовское мемориальное кладбище, одно из крупнейших кладбищ Санкт-Петербурга, на котором захоронено более 45 тысяч человек.
Песочная
Впервые на нашем пути переименованная станция. Старое её название — Графская, связано с именами графов Левашовых и Вяземских, бывших владельцев этих мест. В начале 20 века они построили здесь дачный посёлок Графская колония. Все улицы в нём были названы именами членов семей Левашовых и Вяземских. Так нынешние улицы Центральная, Школьная, Октябрьская и Ленинградская имели соответственно названия Ольгинская, Владимирская, Андреевская и Леонидовская.
Сегодня среди петербуржцев посёлок Песочный известен, благодаря расположенному в нём Научно-исследовательскому институту онкологии имени Николая Петрова, основоположника отечественной онкологии и его первого директора.
Дибуны
Её название знакомо всем нам по строчке из стихотворения Самуила Маршака «Вот какой рассеянный», написанного в 1930 году: «Что за станция такая? Дибуны или Ямская? А с платформы говорят: «Это город Ленинград».
Редкий в этих широтах славянский корень топонима. Название Дибуны происходит от старинного слова «дыбун» — трясина. От платформы до самого Финского залива раскинулось обширное моховое болото. Сегодня это территория заказника «Сестрорецкое болото».
Белоостров
Название интересно тем, что является буквальным переводом с финского названия «Валкисаари», что и означает «Белый остров». А уж почему это место так назвали финны – не спрашивайте.
Кстати, с названием Сестра и Сестрорецк у финнов вышел казус. На самом деле название реки Сестра не славянское, а финно-угорское. На языке наших соседей оно звучит как Сьестар-йоки, что значит… «смородиновая река». В 1918 году Финляндия обрела независимость, и ее чиновники переименовали название «Сестра» (думая, что оно русское) в Райа-йоки – то есть «пограничная река». В самом деле по этой реке проходила граница между СССР и Финляндией до 1940 года.
Так вот. Нашелся умный филолог, который сказал, что финское «Райа» (граница) происходит от русского «Край», а как раз «Сестра» - название «нашенское», финское. Вернулись к «Сьестар-йоки».
Но и Советская власть тоже отличилась. В довоенные годы Белоостров решили переименовать в «Красноостров». По-фински звучало как Пунасаари, но вряд ли таким названием пользовались на той стороне границы. Да и на этой стороне оно не прижилось.
А вот имя «Райайоки», что по-нашему звучит как «Сестра-река» и носила следующая станция.
Райайоки
Этой станции за окном вы сегодня не увидите. Только если точно знать где и пристально всмотреться в левое окно метров через 500 за мостом через Сестру. Лучше совершить небольшой экстремальный пеший поход, преодолев перелесок. Удивительно, что наиболее сохранившимся сегодня остается туалет с чашами «Генуя».
Мы уже знаем, что по реке Сестра проходила граница между Россией и Финляндией. За Сестрой в 500 метрах и находился первый вокзал на «финской стороне». Вокзал был построен (уж не бейте Автора), все тем же Бруно Гранхольмом и походил на уже встречавшиеся нам вокзалы.
В 1920—1930 годах это был единственный пограничный переход на Карельском перешейке между Советской Россией и Финляндией. Между Райайоки и Виипури (Выборгом) проходило несколько пар местных поездов, и даже один международный поезд до Ленинграда. Райайоки была популярной, как бы мы сейчас сказали, аттракцией. Десятки тысяч финнов и наших соотечественников, оставшихся за границей приезжали, чтобы просто осмотреть местные достопримечательности, реку-границу и отобедать в местном вокзальном ресторане.
На зависть отделившимся финнам на станции Белоостров был построен гигантский вокзал в формах сталинского классицизма. Увы, оба вокзала канули в лету во время Второй Мировой войны, во время жестоких боев на советско-финляндской границе.
Сегодня поход к остаткам вокзала-призрака - удел сталкеров. Не советуем, но не пожалеете.
Солнечное
За Белоостровом начиналась уже Финляндия. Как следствие, практически все названия отсюда и до Выборга раньше были финскими.
Платформа «Солнечное» называлось «Оллила». что означает «усадьба Олли». Олли, он же Олаф Ульберг, финский бизнесмен, который пожертвовал большую сумму на её строительство.
Переименование в Солнечное произошло в 1948 году, после того, как эти территории отошли к Советскому Союзу. На выбор топонимической комиссии повлияло наличие в этом месте на берегу Финского залива хороших песчаных пляжей. По другой версии название Солнечное было придумано в связи с тем, что именно в Оллила в 1905 году состоялся премьерный показ спектакля «Дети Солнца», поставленного по пьесе Горького в местном летнем театре.
Репино
Сегодня курортный посёлок на нашем пути носит имя великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина, который жил здесь в своей усадьбе Пенаты с 1899 по 1930 годы.
Первоначально этот рыбацкий финский посёлок назывался Куоккала. Название, по одной из версий, произошло от слова коукку, то есть "крючок" (по всей видимости, имелся ввиду рыболовный). В 1889 году в Куоккале для дачников построили платформу. В начале 20 века Куоккала превратилась в модный курорт, привлекавший в эту «маленькую заграницу», к тому же, расположенную на берегу моря, петербургскую интеллигенцию и богему. Здесь отдыхали Горький, Маяковский, Леонид Андреев и многие другие, а дача Чуковского, которая носила шуточное наименование Чукоккала, была самым настоящим литературным клубом.
Комарово
Многие слышали популярную в прошлом песенку «На неделю до второго я уеду в Комарово…» Она именно об этом чудесном уголке карельской природы, хотя никаких скал и водолазов, о которых поётся в этой песне, тут, увы, нет. Зато есть комары, и соблазн к этим надоедливым тварям возвести название место. ОСТОРОЖНО! Топонимическая мина!
Финское название этой местности — Келломяки, Колокольная горка. 1 мая 1903 года в Келломяки торжественно открыли железнодорожную станцию. Этот день считается днём рождения посёлка.
В 1945 году, согласно правительственному постановлению «О постройке дач для действительных членов Академии Наук СССР», в Келломяках под руководством знаменитого советского архитектора Щусева началось строительство дачного посёлка для академиков. А в 1948 году Келломяки были переименованы в Комарово в честь президента Академии наук СССР, выдающегося учёного-ботаника Владимира Комарова. Чтобы не было сомнений - соответствующая доска установлена прямо на вокзальчике!
Зеленогорск
До 1948 года Зеленогорск назывался Терийоки, на финно-угорском — Смоляная река. Впервые этот рыбацкий посёлок упоминается в середине 16 века в шведской летописи в связи с указом шведского короля Густава Вазы о казни нескольких местных контрабандистов.
В 1812 году земли Выборгской губернии вошли в состав Великого княжества Финляндского. Местность начала превращаться в курортную после открытия Финляндской железной дороги, и Терийоки стали негласной её столицей. В начале 20 века в Терийоках насчитывалось полторы тысячи дач.
Первое деревянное здание вокзала (на фото) построили в Терийоки в 1870 году. Оно прослужило 47 лет. В 1917 году на станции Терийоки появился каменный вокзал, спроектированный …. Ну, конечно, Бруно Гранхольмом. Его можно даже считать частично сохранившимся. Но сильное разрушенное, его перестроили после войны в 1950 году.
Если вы еще не устали и готовы ехать с нами до Выборга, читайте продолжение!
Послушать эти и другие истории по пути в электричке вы можете с помощью бесплатного аудиогида "Экспресс в историю" для приложения izi.TRAVEL, который подготовила для пассажиров АО "Северо-западная пригородная пассажирская компания".
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях вплоть до Москвы.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL