В наше время всё чаще можно услышать мнение, что классическое образование теряет актуальность, диплом ВУЗа стал постоянным участником мемов и шуток. При этом, вокруг можно увидеть массу примеров, как люди без образования добиваются успеха, строят неплохую карьеру. Из каждого утюга предлагают в кратчайшие сроки выучиться на популярные и востребованные профессии и приступить к работе.
Давайте попробуем разобраться, что происходит в современном образовании. Это первая статья из цикла, здесь я расскажу о своих отношениях с образованием, как я учился, с чем сталкивался и чем мотивировал свою учебу. Это, скорее, вводная часть и тут будет про мою жизнь, поэтому можно пропустить и перейти к следующей статье.
Мои отношения с образованием
В свой первый учебный день в школе я получил четыре двойки. Тогда я потерял интерес к школе, и начал учиться самостоятельно. Мне постоянно дарили книжки, я учился и даже ставил какие-то домашние опыты по инструкциям из книг, ик концу средней школы я умел паять и разбирался в технике.
Когда появился компьютер, в школе как раз началось программирование, я начал изучать разные компьютерные темы, делал мультфильмы, игры. Начал общаться в интернете о разных вещах типа компьютерной безопасности и уязвимостях, читать компьютерные журналы, вроде модного тогда "Хакера". Мне нравилось проводить время за компьютером и не хотелось идти служить два года, поэтому я решил поступать в ВУЗ – выбор пал на информационую безопасность.
Стоит добавить, что в школе я так и не начал учиться, но в старших классах много участвовал в олимпиадах и конкурсах от школы – за это мне ставили оценки и прощали пропуски. Как можно догадаться – к выпуску у меня были знания только в тех областях, которые я изучал сам. В академическом плане я так и остался классическим троечником. Это отразилось на выпускных экзаменах, поэтому мне поступать пришлось на платное отделение.
Так я попал на одну из самых сложных специальностей в городе, не обладая релевантными знаниями. Я понимал, что будет сложно, но казалось, что поможет опыт, который я приобретал самостоятельно. Однако, конечно же, преподаватели опирались на остальную группу, в которой все были медалисты и отличники, поэтому мне было трудно, а знания пригождались только на базовом предмете - "введение в специальность", где рассматривались вопросы информационной безопасности и нашей специальности. Но там я обратил внимание, что материал дается устаревший, всё это уже давно или изучено или не актуально. Все остальные предметы мне казались бесполезными, пять разных математик давались тяжело, английский и физика тоже, но я старался, и целый год пытался учиться.
К концу первого курса, я остановился и огляделся. Я понял, что мне неинтересно бесконечно изучать математику, а тех вещей, ради которых я поступал – здесь не дают. Еще давило то, что я учился на платном. Я принял трудное решение – забрать документы и перепоступить.
Мой выбор пал на другую интересную мне специальность – программирование. Было непросто, потребовалась смекалка и удача, но я сумел самостоятельно попасть на бюджет (помогло призовое место в межвузовской олимпиаде, во время моего первого обучения). ВУЗ был немножко ниже по рейтингу, поэтому моей подготовки по английскому и математике хватило, чтобы учиться на пятерки. Однако, проучившись еще один год, я всё еще не находил удовольствия в учебе. Всё, зачем я поступал – я изучал самостоятельно дома и с ребятами из моего круга общения.
На тот момент, мне уже не казалось высшее образование чем-то важным и статным, меня не впечатлял его уровень и качество, а также актуальность информации. Поэтому я решил, что буду учиться для себя. Буду изучать то, что может меня как-то улучшить, закрыть пробелы в важных областях, поможет развиваться как инженеру. Тогда я снова забрал документы и решил поступать на специальность, связанную с электроникой. Я подумал, что раз в програмной части я разбираюсь и учусь самостоятельно, то вот по железу у меня нет таких компетенций, и их сложнее получить. Я решил поступать в техникум, т.к. мне виделось, что там учат на готовых специалистов за малый срок, именно то, что мне и надо.
Признаться честно, в те годы я стыдился того факта, что после двух лет университета я пошел в техникум. Мне казалось это даунгрейдом, ведь все мои друзья уже учились на третьем курсе. Но на деле, это позволило мне немного перевести дух. Я действительно смог начать закрывать пробелы в тех областях, с которыми не был знаком, и при этом продолжая в свободное время изучать то, чем занимался раньше - безопасность, программирование, противодействие атакам и т.д. Преподаватели в техникуме работают с учащимися, как со школьниками, пытаются дать материал так, чтобы было понятно. Это выгодно контрастировало с ВУЗом, где с первых занятий подразумевалось что ты уже готов к хардкору. Кроме прочего, у меня появилось время заниматься своими первыми собственными проектами, и я начал пробовать себя в бизнесе (не айти, об этом как-нибудь еще расскажу).
Так прошли следующие три года, К концу учебы в техникуме я занимался собственным проектом по сетевым уязвимостям, и решил поступить в ВУЗ, чтобы получить грант на его развитие. Кроме того, после техникума можно без экзаменов поступить на сокращенную программу, и учиться всего 3-4 года на специалитет.
Так я и вернулся назад в свой самый первый ВУЗ. К концу первого года, я получил грант на свой проект по информационной безопасности и поехал выступать с докладом в Таганрог (это поездка, кстати, полностью изменила всю мою жизнь, расскажу в подкасте). Тогда же я решил, что нужно уезжать из родного города и развиваться дальше, уже на работе.
Я учился на заочном, поэтому меня больше не волновал тот факт, что меня учат неактуальным знаниям. Мне просто было интересно заниматься своими проектами в рамках учебы. В конце второго года обучения я переехал в Санкт-Петербург, где сразу заметил огромную разницу в уровне работы. Здесь применялись такие технологии, о которых в родном городе я и не слышал. С новыми силами я продолжил своё самобучение.
Следующие два года я жил то в Петербурге, то в Калининграде, работая в разных компаниях и потихоньку прокачиваясь в разных направлениях IT. К моменту выпуска из университета я пытался открыть свой стартап, на основе которого успешно написал и защитил диплом. Закрытие десятилетного гештальта посеяло во мне мысли, что надо продолжать развиваться и учиться, и я начал думать – что делать дальше. Логичной дорогой казалась аспирантура, но в Калининграде не было подходящей специальности, а у меня на уме не было подходящей темы. Я взял небольшой таймаут, переехал обратно в Петербург и начал искать себя.
Спустя время, я попал в DevOps. Это открыло для меня новые невиданные горизонты к обучению. И чем больше я учился, тем яснее видел проблематику области, с которой надо было работать. Я решил получить кандидата наук, с диссертацией о DevOps - на данный момент, я прошел почти 3 года аспирантуры. Сейчас я уже сам преподаю, как в университете так и на разных образовательных онлайн-площадках – веду собственный канал на youtube, где разработал и выложил собственный бесплатный курс по DevOps, а в институте создал и запустил дисциплины "Технологии сборки и развертывания программного обеспечения (DevOps)" и "Инфраструктура как код" для в бакалавриате ИТМО для специальностей программной инженерии и мобильной разработки (09.03.02 и 09.03.03).
Чем больше я смотрю на то, что происходит в образовании и бизнесе – тем больше мне хочется высказть свои мысли, с оглядкой на пройденный мною путь и охваченные стороны образования и работы.
Спасибо, что дочитали первую главу, надеюсь, что вам было интересно, и приглашаю вас в следующую – где мы уже подробнее разберемся, зачем же всё-таки нужно учиться, когда, как и где.
Константин Дипеж