Дети намного проще адаптируются в новой стране, если сравнивать их со взрослыми. Чем младше ребенок, тем ему легче освоить язык и культуру страны, где ему предстоит теперь жить. Часто слышу от знакомых родителей, что ребенок практически не говорил на английском, когда пошел в школу. Однако через несколько месяцев обучения языкового барьера как и не было. Но язык - не единственное, что отличает детей-иммигрантов.
1. Внешний вид, или в школу, как на праздник . Не знаю, как вы, но я захватила время, когда каждое утро заставляла маму плести мне косу, а комплект выглаженной одежды готовила еще с вечера. Прийти в школу в приличном виде у нас в крови. Чего не скажешь об американских детях, которых не смущает прийти в школу в “трениках” и не причесаться перед выходом из дома. Но такое поведение вполне логично. По дороге на работу я проезжаю детский сад и вижу и детей и родителей. Как можно осуждать детей, когда их мамы выходят из машины в растянутых леггинсах или вообще в пижаме, в тапках и с гнездом на голове. Не хочу показаться не толерантной, но такой внешний вид не только не является примером для детей, но и отталкивает других. Другое дело - наши. Любо-дорого смотреть.
2. Шпаргалки и прогуливание уроков . В американских школах нельзя списывать и прогуливать уроки. За шпаргалки можно получить незачет. А из-за большого количества пропущенных уроков, пусть даже по болезни, можно остаться на второй год.
Нет поблажек и за невыполненное домашнее задание. Мои коллеги по работе не выпускают из рук телефон. В день приходит как минимум 10 сообщений и звонков: что было не так выполнено в домашнем задании, куда ребенок смотрел во время урока, почему у него не было заинтересованного выражения лица, с кем он разговаривал во время урока и пр. Так американские учителя полностью перекладывают свою ответственность на родителей и детей.
3. Красивый почерк. Это в наших школах учат чистописанию, а в США детям достаточно знать буквы. А как их писать, не имеет значения. Поэтому многие пишут печатными буквами и чаще карандашом или стирающимися ручками, чтобы всегда можно было исправить.
4. Знание точных наук . В математике дети-иммигранты сильны. Чем больше они успели проучиться в России, чем выгоднее они смотрятся на фоне одноклассников в США. Та же ситуация с физикой и химией, которые объединены в американских школах в один предмет. Но стоит отметить, что российское образование более теоретическое. Поэтому когда детям дают задание приготовить торт или вырастить кристалл в домашних условиях, нашим детям-мигрантам это дается сложнее. Американская школа стремится к тому, чтобы заинтересовать детей, развить их таланты, а не давать фундаментальную подготовку.
5. Страх высказать свое мнение. Американская школа направлена на развитие критического мышления детей, поэтому всячески стимулирует самовыражение и отстаивание своей точки зрения в разных сферах. Дети из России еще помнят, что есть мнение учителя и неправильное. Они по старой памяти еще бояться не угадать позицию учителя. Но со временем это проходит.
6. Амбициозность . Российская школа, вслед за советской, всегда создавала атмосферу конкуренции на уроках. Это подталкивает учащихся развиваться становиться лучше. Американцы же не смотрят на других. Им важнее их собственная жизнь. Именно поэтому иммигранты могут добиться больших успехов в карьере, чем их одноклассники, которые родились в США.
7. Умение дружить . Поправьте меня, если ошибаюсь, но мне кажется у каждого из нас есть друзья со времен школы или университета. А теперь представьте иную ситуацию. В США дети не учатся в одном составе все годы обучения. Каждый год меняется состав классов и учителя. У многих просто нет друзей. Поэтому наши русскоязычные родители-иммигранты порой берут инициативу в свои руки и создают разного рода сообщества из семей с детьми, чтобы развивать их социальные навыки.
Как вы считаете, чем еще отличаются наши дети от американских? И что им помогает добиться больших успехов в американской школе?