(Mк. 6:1-13)
Все мы когда-нибудь чувствовали боль неудачи и хотели, чтобы все было по-другому. Оглядываясь назад, мы очень ясно представляем, как бы мы все сделали иначе, если бы у нас только была такая возможность. Неудача - это тот предмет, в котором каждый из нас специалист.
Потерпеть неудачу можно по разным причинам. Мы многого ждем от себя, но зачастую не реализуем своих ожиданий. То, как мы используем свои возможности, обычно далеко от того, как нам это следовало сделать. Но, наверное, мучительнее всего мы переживаем свои не удавшиеся отношения с другими людьми.
Приходилось ли вам, проснувшись среди ночи, с острым стыдом вспоминать свои слова и поступки по отношению к кому-либо? Удивительно, как мы проницательны в четыре часа утра.
Подозреваю, что у всех нас найдется целый список людей, с которыми, как нам кажется, мы не смогли наладить нормальных взаимоотношений. Все мы, случалось, обижали других, о чем теперь сожалеем и хотели бы вернуться в то время, чтобы устранить свои промахи.
Но больше всего мы знаем, что такое неудача в области нашей веры. Мы думаем не о маленьких грешках, которые всем нам так хорошо известны; нас посещает более глубокое осознание того, что мы ведем не тот образ жизни, какой Бог предназначает нам. Что же нам делать с нашими неудачами?
В Mк. 6 описана одна из неудач Иисуса. Она о многом говорит нам.
I. ПРИЗНАТЬ НЕУДАЧУ (6:1-5)
Когда Иисус пришел в свой родной город Назарет, Он хотел, чтобы Его соседи и друзья узнали о том, что открыли для себя другие люди. Он хотел, чтобы и в Его родном Назарете люди увидели силу исцелять, прощать и возрождать надежду, которую Он так ясно демонстрировал в других местах. Но Иисус потерпел неудачу. То, как Иисус отреагировал на этот очевидный и определенный неуспех в Своем родном городе и то, что Он позже сказал Своим ученикам о том, как относиться к своим собственным неудачам, помогает и нам справляться с нашими неудачами. Марк говорит:
«Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда; только, на немногих больных возложив руки, исцелил их» (ст. 1-5).
Придя в Назарет, Иисус подверг Себя серьезному испытанию. Он пришел в то место, в котором вырос. Самые суровые критики всегда те, кто знает нас с детства. Это посещение не было частным, и его целью не было лишь повидать родных и друзей. Иисус вернулся в Назарет в сопровождении Своих учеников. Иначе говоря, Он пришел в качестве учителя. В те дни иудейские учителя, или раввины, обычно странствовали из одного места в другое вместе со своими учениками. Иисус пришел в Назарет, как четко указывает Марк, в сопровождении Своих учеников. Он пришел как учитель, чтобы учить жителей Назарета.
В Библии сказано, что Он вошел в синагогу и учил там. Его проповедь была встречена с некоторым презрением. Марк отмечает: “И соблазнялись о Нем”. Иудеи были возмущены тем, что человек с таким происхождением, как у Иисуса, так говорил и делал. Близкое знакомство воистину породило презрение. Они отказались слушать то, что Он хотел им сказать, и их единственной реакцией был вопрос: “Не плотник ли Он?”
По-гречески “плотник” - тектон, что значит ремесленник. От этого слова в наш язык пришло слово “техник". В древнем мире в каждой маленькой деревушке или поселке был свой ремесленник, специалист, плотник, тектон, который выполнял все виды работ по дереву для жителей. Он мог построить все, начиная от курятника и заканчивая домом. Он был тем человеком, которого можно было пригласить возвести стену, отремонтировать ворота или починить крышу. Он был ремесленником, мастером на все руки, который при помощи самого простого инструмента мог выполнить почти любую работу. Вот таким человеком и был Иисус.
Люди спрашивали: “Не плотник ли Он?” Они, возможно, думали: “Как же, я помню, что Он сделал мне стол, за которым мы до сих пор дома обедаем. Вспоминаю, как Он помогал нам строить дом, в котором мы сейчас живем, и мы часто Его кормили. Он сидел за столом вместе с нами. А Его братья и сестры живут здесь. Они местные. Я знаю всю их семью". Они совершили невероятное. Они прибегли к тому, в чем находит утешение всякий слабый ум. Они стали насмехаться. Они начали Его оскорблять. Они подвергли сомнению все Его дела и слова, бросив с презрением: “Он не может быть великим. Мы знаем, откуда Он родом. Мы знаем, как Он начинал. Мы знаем Его семью. Он такой же, как и мы”.
Задумайтесь на мгновение, как это характеризует жителей Назарета. “Он не может быть великим. Он такой же, как и мы”. Низкая самооценка заставила их презрительно относиться к каждому, кто был родом из этого города. Иисус был выходцем из народа, плотником, простым человеком - поэтому они презирали Его.
В результате, отмечает Марк, в Назарете Иисус смог сотворить совсем немного чудес. Просто атмосфера не располагала. Некоторые благородные дела невозможно осуществлять в неблагоприятной обстановке. В Назарете Иисус смог исцелить лишь несколько человек, и только несколько уверовали в Него.
II. НЕ ПАСОВАТЬ ПЕРЕД НЕУДАЧЕЙ (6:6-10)
В первой части стиха 6 Марк отмечает: “И дивился неверию их”. Этот выразительный глагол в Новом Завете встречается только здесь. Он употреблен для того, чтобы описать горькое разочарование Иисуса тем, что произошло в Назарете. Мы видим Иисуса как совершенно обычного человека, прочно связанного со всем земным: Он даже не смог выполнить то, что надеялся сделать. Иисус не витал в облаках. Его рассуждения были трезвыми и земными. Ему были хорошо знакомы разочарования, безысходность, неудачи - как и любому человеку, живущему среди людей.
Одно из самых четких новозаветных высказываний о человеческой стороне Иисуса изложено в Евр. 2:14. Этот отрывок опровергает одну из самых первых ересей в ранней церкви, которую богословы называют докетизмом. Основное учение этой ереси заключается в том, что на самом деле Иисус не был вполне человеком. Он лишь имел вид человека. Он казался человеком. Он как бы играл роль человека. Автор Послания к евреям со всей определенностью заявляет, что подобное учение не может претендовать на истину. Он пишет в Евр. 2:14: "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные...”. В стихах 17 и 18 сказано: “Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, ...ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь".
Глубокое разочарование, которое Иисус пережил из-за того, что был отвергнут в Назарете, свидетельствует о том, что Он был подлинно человек; оно отозвалось болью в Его сердце, но не привело в подавленное состояние. Он быстро справился с Собой. Он не отвернулся от Своих старых друзей, хоть они и отвергли Его. Наоборот, Он воспринял их неприятие как вполне понятную, чисто человеческую реакцию. Он сказал: “Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем” (ст. 4). Иисус тем самым как бы говорил: “Это типичная человеческая реакция. Я должен был этого ожидать. Самые строгие критики человека - его земляки, которые знают его лучше всех”. Он был удивлен их неверию, но не напуган.
Это неприятие в Назарете, хоть и болезненное, не стало препятствием для Его миссии. В этот момент во всем служении Иисуса происходит интересная перемена. Раньше основным местом служения Иисуса были синагоги. В Mк. 1 говорится, что именно в синагоге Он исцелил одержимого. В этой же главе рассказывается о том, что, путешествуя по Галилее, именно в синагогах Иисус произнес Свои самые первые проповеди. В Mк. 3 написано, что именно в синагоге Капернаума Иисус исцелил парализованного в субботний день, вызвав бурю возмущения и враждебность со стороны иудейских руководителей. Затем, в Mк. 5, описывается эпизод с дочерью начальника синагоги Иаира, которую Иисус возвратил к жизни. Но после этого случая, когда Иисуса не приняли в синагоге Назарета, ни одно Евангелие уже не упоминает о том, что Он учил в синагоге. Закрытая дверь в Назарете, по-видимому, заставила Иисуса принять решение оставить синагогу и идти туда, где Его будут слушать: на склоны гор, на берег моря, в небольшие деревушки. В последней части стиха 6 сказано: "Потом ходил по окрестным селениям и учил”.
Неудачей в Назарете также отмечено начало миссионерских путешествий апостолов. В тексте сказано, что Иисус отправлял их по двое, чтобы умножить Свое служение. В стихе 7 Марк пишет: “И, призвав двенадцать, начал посылать их по два и дал им власть над нечистыми духами”. В параллельном описании этого момента в Мф. 10 даже сказано о том, кто был с кем в паре. Там, к примеру говорится, что Андрей пошел со своим братом Петром, Иаков в паре со своим братом Иоанном, а Матфей - с Фомой. Мне всегда жаль Симона Зилота, потому что его партнером был не кто иной, как Иуда Искариот. Иисус распределил их по парам и отправил проповедовать. При этом Он дал им определенные инструкции. Марк так говорит об этом:
«И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд» (ст. 8, 9).
Иисус как бы говорил: “Не делайте никаких приготовлений для этого путешествия. Я не хочу, чтобы вы брали с собой какую-нибудь еду или деньги. Бог позаботится о вас. Идите и уповайте на Бога. Бог позаботится обо всех ваших нуждах”. Он намеренно послал их таким образом, чтобы преподать им уроки веры.
Затем в стихе 10 Он добавляет: “Если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места". Это наставление соответствовало общепринятой практике того времени. На востоке гостеприимству придавалось огромное значение. Любой путешественник, придя в город, мог рассчитывать на ночлег у его гостеприимных граждан.
Господь ясно говорит в этих наставлениях, что это было временное обеспечение конкретной группы людей, и поэтому не является вечным принципом, каким мы должны руководствоваться, путешествуя сегодня. Однако в этих словах выражен и непреложный принцип, который приемлем для всех поколений: любой слуга, который отправляется служить во имя Иисуса, должен уповать на Бога. Нам не следует забывать, что именно Бог должен открывать двери, планировать путешествие, давать возможности и удовлетворять нужды. Надеяться мы должны только на Бога, а не на свои человеческие планы, методы и организации. Вот тот урок, которому Иисус учил Своих учеников. Несомненно, они прекрасно его усвоили.
III. ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕУДАЧИ (6:11-13)
Боль в сердце Иисуса от собственной неудачи еще не улеглась, а Он уже учил Своих учеников, как им относиться к своим промахам. Назарет захлопнул двери перед Иисусом, и Он знал, что во время миссионерских путешествий ученики тоже столкнутся с неприятием. Им необходимо было знать, как справляться с такими неудачами.
Стих 11 представляется странным, почти загадочным. Иисус сказал: “И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, оттрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них”. Мы скользим взглядом по этому стиху и видим, что он как-то не согласуется с мягким, сострадательным характером Иисуса. Кажется, что Он почти выносит приговор этим людям, что Он очень резок с ними. Но этот стих глубже, чем мы привыкли считать. В нем содержится формула отношения к неудачам, которая может сделать из нас более снисходительными по отношению ко всем людям, с которыми мы общаемся. Рассмотрим этот стих более внимательно.
Нам может помочь понимание предпосылок для этого высказывания. Законы раввинов гласили, что пыль языческой, то есть любой неиудейской, страны оскверняла иудея, и он, возвращаясь в свою страну из языческих земель, должен был очистить себя от всей мельчайшей “нечистой” пыли, которая могла быть на его обуви или одежде. Также и перед входом в храм или синагогу благочестивый иудей старательно удалял с себя все пылинки. Такая практика, по-видимому, и является тем фоном, который мы должны учитывать, чтобы понять наставления Иисуса Своим ученикам.
Это учение Иисуса более полезно для нас, чем мы обычно осознаем это. Прежде чем понять, что это высказывание Иисуса в действительности означает, нам необходимо разобраться в том, что оно не означает.
Иисус вовсе не хотел сказать, что мы поступим правильно, если просто все бросим, когда что-то не получается. Он не говорил, что у нас есть право отказываться от тех людей, которые отказались от нас. Если случается так, что мы кому-то не нравимся, то вполне возможно, что причиной этого является наш подход к этим людям. У нас нет права лишать людей второй возможности только потому, что они закрыли перед нами свою дверь. Закрытая дверь может быть следствием того, что мы неправильно повели разговор. Люди могут быть достойны второй, третьей и четвертой возможности.
Что Mк. 6:11 действительно означает, так это то, что мы должны продолжать начатое невзирая на неудачу. Когда нас посещают разочарования, мы не должны позволять им одерживать полную победу над нами. Мы должны просто закрыть эту главу и перейти к новой, которую Бог дает нам. Все эти случаи неприятия не пугали Иисуса; разочаровывали - да, но пугали и останавливали - нет. Иисус никогда не колебался принять “нет" в качестве ответа. Нет - это, по крайней мере, ответ. Когда Иисусу давали такой ответ, Он был готов принять и его.
Он повернулся к ученикам и сказал: “Если в каком-нибудь селении, куда вы пойдете, вас не примут, уходите. Идите в другое селение, где у Бога припасены для вас другие возможности. Не останавливайтесь в случае неудачи. Переходите к другой возможности, полагаясь на Бога еще больше, чем раньше". Ученики, должно быть, хорошо поняли это наставление, так как в стихах 12 и 13 отмечено: “Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”.
Сегодня мы говорим о проповеднических миссиях и миссиях, где главным является лечение, как о двух совершенно различных видах деятельности. Однако Новый Завет не делает такого различия. Марк пишет, что во время своей миссии апостолы проповедовали, изгоняли бесов, мазали больных маслом и исцеляли.
В древнем мире масло считалось панацеей почти от всех человеческих недугов. Гален, выдающийся греческий врач, говорил: “Масло - наилучшее из всех средств для излечения больного организма". В руках учеников Иисуса старые средства приобрели новое звучание. Ученики, использовав все те, пусть ограниченные, знания, которыми люди обладали на то время, в том числе и натирание больного маслом, своими руками и своим отношением придавали этому простому действию новую силу и красоту. Они провозглашали Божью весть и одновременно показывали Божье милосердие, исцеляя и натирая маслом. В этом отрывке нет никакого намека на то, что натирание маслом имеет какое-либо отношение к присутствию Святого Духа. Иисус и апостолы редко говорили о Святом Духе. Суть в том, что они совершали простые медицинские процедуры, - натирая маслом, как если бы мы сегодня принимали прописанные нам таблетки - и исцеляли людей, проповедуя им.
Итак, первый урок, который мы можем извлечь из высказанной Иисусом в этом отрывке формулы отношения к неудачам, заключается в следующем: не останавливайтесь из-за неудачи. Не позволяйте неудаче встать на вашем пути.
Второе, чему нас учит стратегия Иисуса по отношению к неудачам, можно выразить так: не играйте в Бога. Мы зачастую настойчиво пытаемся управлять не только своей жизнью, но и жизнью других людей. Уверовав в правильность этого, мы все, что идет не так, как мы запрограммировали и запланировали, считаем неудачей. Многие из нас продолжают работать с человеком даже после того, когда неудача очевидна. Мы думаем, что, если мы не скажем того, что нужно, то это уже никогда не будет сказано. Но Господь учит нас: “Отряхните пыль. Переходите к следующей возможности. Оставьте прошлое Мне".
Ученикам не легко дался этот урок, труден он и для нас. Они упрямо следовали своим планам - впрочем, как и мы с вами. Сколько раз я не мог остановиться, колотя в закрытую дверь! Господь говорит: "Джо, иди сюда. У Меня есть для тебя другая возможность. Я открыл для тебя новую главу. Ты нужен Мне здесь".
Согласитесь, трудно не подменять собой Бога! Многие наши неудачи вызваны тем, что мы не хотим доверить Богу продолжить работу там, где мы потерпели неудачу. Однако все по-прежнему в Божьей власти; Бог знает, что делать с нашими неудачами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взгляните на свои ноги. Может, на них пыль? Пыль прошлых неудач? Пыль безрезультативности? Пыль незавершенных планов? Пыль растраченного по пустякам, неправильно сделанного или напрасного? Отряхните ее. Оставьте прошлое Богу. Он знает, как поступить с ним, и сделает все так, как нужно.
Апостол Павел усвоил это урок. И поэтому смог написать филиппийцам: “Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (3:13).
Неудача - это не смертельно. Не позволяйте прошлому влиять на будущие события. Что бы ни случилось в нашей с вами жизни, Бог знает, как поступить с этим. Отрясите пыль. Идите с Ним туда, где Он хочет вас видеть сейчас.