Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон представил доклад парламенту под названием «Global Britain in a competitive age. The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy» (Глобальная Британия в эпоху соперничества. Комплексный обзор безопасности: оборона, развитие и внешняя политика). Значительная часть документа касается стратегических аспектов арктической политики Великобритании.
Евроатлантическая система
Арктическая тема в докладе представлено обширно и включается себя вопросы диверсификации поставок товаров, сектор безопасности и анализ геополитического позиционирования.
Лондон называет себя «ближайшим соседом к Арктике» (сравнения с «приарктическим» Китаем напрашиваются сами собой) и обозначает в качестве предпочтительного партнера США. Также постулируется углубление сотрудничества с Канадой.
Эксперты отмечают, что в отличие от аналогичных документов стран северной Европы британский доклад не ставит под сомнение способности и приверженность евроатлантической системе безопасности под эгидой США. Именно поэтому США и выделяются как главный союзник Великобритании, причем не только в рамках арктической конфигурации, но и в рамках мир-системной.
Посредник США
Лондон, вероятно, будет стремиться усилить свое влияние в Арктике, выступая в качестве посредника или даже помощника Вашингтона. Также из анализа документа следует готовность Великобритании ускорить свое сотрудничество в секторе безопасности с северо-европейскими государствами, входящими в Арктический Союз. Особое внимание предполагается уделить странам, не входящим в НАТО (Финляндия и Швеция). Речь идет о технической, тактической и оперативной совместимости систем обороны. Усилия Лондона в этом направлении позволят им действовать в качестве моста между НАТО, с одной стороны, а с другой – Швеции и Финляндии.
В частности, Великобритания декларирует усиление сотрудничества со Швецией в аспекте построения оборонительных систем, в частности, Future Combat Air System (FCAS). Учитывая традиционно сильное влияние Великобритании на Скандинавию – это представляется логичным.
Россия воспринимается как угроза
Ожидаемо, Россия вновь провозглашается главной угрозой стабильности и процветания евроатлантической зоны, консервативное правительство Б. Джонсона выступает за усиление роли НАТО в Арктике. Антироссийские акценты – традиционная черта геополитики Великобритании, которые в период ковидокризиса актуализировались по многим направлениям, в том числе и на постсоветском пространстве.
Редкоземельные ресурсы
Из доклада парламенту следует, что Лондон выступает за создание общей цепочки поставок редкоземельных металлов, ориентированных на доминирование британских энергетических и горнодобывающих компаний в Гренландии. Такая траектория преследует цель снизить зависимость Великобритании от Китая как главного поставщика редкоземельных ресурсов в мире. Помимо этого, траектория способствует стремлению британского правительства превратить страну в значимый центр высокотехнологичного производства.
Общая генеральная линия арктической геополитики Великобритании остается неизменной. В складывающейся конфигурации Лондон выбирает роль младшего партнера США и демонстрирует готовность договариваться со странами Скандинавии и Финляндией по углублению взаимодействия. Учитывая, что инициативы Д. Байдена в Северной Европе воспринимаются с меньшим энтузиазмом чем в Лондоне – помощь Великобритании в этом вопросе будет не лишней для Вашингтона.
Общая линия Великобритании отражают процесс поляризации мир-системы. В ковидокризис процесс снижения взаимозависимости США от Китая идет медленнее, но продолжается, а после преодоления пандемии стоит ожидать интенсификации наметившейся динамики. Великобритания здесь позиционируется в рамкам евроатлантического единства, которое призвано обеспечить пролонгацию англо-саксонского доминирования в мире.
***
Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic